Способы маркетинговых исследований СМИ в условиях дефицита бюджетаДата публикации: 07.06.2005 Раздел: Школа рекламиста Маркетинговые исследования требуют тщательной методологической подготовки, больших затрат времени и финансов. Но без исследований рынка газетам трудно сохранить финансовую и идеологическую независимость. Приобретая или заказывая исследование, важно получить от исполнителя ответы на следующие вопросы: – Характеристика методов сбора информации. Аргументы в пользу выбранной методики и бланки опросников. – Характеристика выборки исследования (объем, способ планирования), реперезентативность выборки (рассчитанная статистическая погрешность). – Качество исходной статистической информации (социально-демографические характеристики генеральной совокупности) – год и источник. – Методы проверки качества собранной информации (работы интервьюеров, правильности заполнения анкет, соблюдения параметров выборки). – Сроки проведения исследования. – Возможность получения "сырых" анкет. – Форма обращения к респондентам (указание цели исследования, представление исполнителя и заказчика исследования).
Согласованный и утвержденный текст технического задания на проведение исследования – это основа договорных отношений, конструктивного и эффективного сотрудничества с исследователями.
И все-таки стоимость таких исследований чаще всего слишком высока для изданий, существующих в жестких реалиях строгой экономии. Значит, нужно стремиться проводить исследования своими силами. И кому, как не СМИ, использовать свои же методы поиска информации, привлекая для этого сотрудников, читателей, рекламодателей – по сути, заинтересованные стороны, трансформируя результаты локальных исследований в действенные инструменты успешного позиционирования?
Какими могут быть исследования?
Из чего состоит исследование? 1. Выявление проблем и формулирование целей исследования. 2. Отбор источников информации. 3. Сбор информации. 4. Анализ собранной информации. 5. Результат.
1. Выявление проблем и формулирование целей исследования. На этом первом этапе важно четко определить проблему и согласовать цели исследований. Хорошо определенная проблема – это уже полпути к ее решению.
Какие бывают цели? – поисковые (предусматривающие сбор предварительных данных, проливающие свет на проблему или помогающие выработать гипотезу); – описательные (описание определенных явлений, числовое выражение); – экспериментальные (предусматривающие проверку гипотезы).
2. Отбор источников информации. На этом этапе необходимо определить вид информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Бывают первичные и вторичные данные.
3. Сбор информации. Это самый затратный этап, и именно на нем возможно возникновение самого большого числа ошибок. Проблемы при опросах: – сложность повторных контактов с респондентами; – отказ от участия в опросе; – ответы неискренние или с пристрастием; – неискренность или пристрастность самого ведущего.
При проведении экспериментов необходимо следить за соответствием друг другу экспериментальных и контрольных групп, не оказывать на участников влияния своим присутствием, давать единообразные инструкции.
4. Анализ собранной информации. На этом этапе важно извлечь из совокупности полученных данных наиболее важные сведения и результаты. Исследователь сводит полученные данные в таблицы, матрицы, рассчитывает такие показатели, как частотность, средние уровни, степень рассеяния и проч. Затем производится обработка данных для получения дополнительных сведений с помощью статистических методик и моделей принятия решений, а также других методов, применяемых в системе анализа маркетинговой информации.
5. Результат. Важно, чтобы результаты исследований не были запутанными и сложными. Результаты должны представлять собой реальный инструмент деятельности.
Какие ошибки возможны при проведении собственных исследований? – слабое знание методов исследований; – неумение планировать исследования; – сбор лишней информации; – непомерно высокие издержки; – неточно сформулированные проблемы и цели исследования; – неверный отбор источников информации; – погрешности выборки (той части социальных объектов, которая представляет исследуемый объект в целом); – неверный сбор информации; – неверный анализ, интерпретация собранной информации; – неумение применить на практике полученные результаты.
Какие области исследований наиболее важны для укрепления "обороноспособности" СМИ? – читательская аудитория; – содержание; – рекламный рынок; – распространение; – конкуренты; – рейтинг.
Какие способы диагностики и исследований могут применяться самими СМИ? – SWOT-анализ (Strengths – сильные стороны, Weakness – слабые стороны, Opportunities – благоприятные возможности, Threats – угрозы); – пентаграмма Гингера; – "мозговой штурм"; – опросы (устные, письменные, телефонные, уличные опросы, интервью); – фокус-группы; – анкетирование; – контент-анализ; – круглые столы; – дискуссии; – конкурсы и лотереи; – подписной купон; – телефонное голосование (вопрос дня или недели); – встречи с читателями; – конкурсы; – презентации; – фестивали; – обед редактора с рекламодателями; – письма читателей; – "горячая линия"; - голосование; – web-сайт (обратная связь, чат, конференции).
Опросы
Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого.
Формы массовых опросов: – кратковременный опрос (короткая анкета); – дневниковый метод (длительный опрос постоянной группы респондентов); – опрос AD HOC – краткий бланковый опрос из закрытых вопросов в момент покупки (например, газеты в киоске); – интервью (телефонное, очное, стандартизированное или нестандартизированное, глубинное или "открытое").
Взаимодействие является основным параметром, характеризующим сущность метода. Исследователь вмешивается в поведение опрашиваемого, что сказывается на результатах исследования. Отсюда основная задача исследователя – обеспечение высокого качества полученной информации.
Для получения надежной информации требуется поддерживать постоянными как можно больше условий сбора информации (место и обстановка опроса, порядок и формулировка вопросов и ответов, а также все воздействия интервьюера на респондентов). Для получения достоверной информации необходимо, чтобы респондент воспринял нужную информацию, правильно ее понял, смог вспомнить, если нужно, о событиях прошлого, выбрал адекватный ответ на поставленный вопрос, смог выразить в словах свой ответ, хотел бы искренне отвечать на вопросы.
Опросы состоят из нескольких фаз: 1. Адаптация (разведка, разминка, зондаж, установление контакта). Обращение. Гарантии анонимности. Контактные вопросы. 2. Основная часть – достижение поставленной цели (содержательные вопросы различных типов, функционально-психологические вопросы). 3. Завершение опроса – выход из контакта, завершение интервью (функционально-психологические вопросы).
Любой опрос предполагает личный контакт респондента и интервьюера. Вот почему важно перед началом работы провести обучение интервьюеров. Также требуются надежные гарантии анонимности участия.
В практике СМИ опросы могут применяться для сбора информации о читательских предпочтениях, о мнениях читателей о том или ином факте, о конкурентах, о пожеланиях рекламодателей и проч.
Фокус-группы
Наиболее универсальный метод локальных исследований – фокус-группы. Эти исследования подчас дают сенсационные результаты.
Focus group interview – целевой опрос группы. Метод опроса неструктурированной группы, в которой от 8 до 12 человек под руководством опытного модератора обсуждают конкретное понятие, продукт или человека. Под управлением опытного руководителя группа вырабатывает идеи и предлагает мнения относительно реакции и восприятия потребителей. Опрос целевой группы требует большого опыта со стороны руководителя, который предлагает тему дискуссии и стимулирует группу к ее обсуждению. Группы составляются из текущих и потенциальных потребителей продукции обоего пола и всех возрастов.
Ведущий – профессиональный модератор, имеет подготовку в сфере тренинга или медиации. Время проведения – два-четыре часа. Условия проведения – помещение площадью не менее 25 кв.м., круглый стол, стулья по числу участников, отсутствие наблюдателей (или одностороннее зеркало). Технические средства – диктофон или видеокамера с последующим стенографированием и расшифровкой. Обязательна оплата для участников или поощрение.
Основные этапы (виды) работ по подготовке и анализу материалов фокус-группы:
1. Характеристика целевых групп и метода отбора участников. Определяется на основе данных количественных исследований и/или соответствует первичным гипотезам, формулируемым сотрудниками тех или иных подразделений редакции в зависимости от целей.
2. Топик-гайд – перечень основных тем опроса – составляется исследователем в процессе диалога с издателем (редакцией). Порядок и формулировка вопросов детерминированы гипотезой исследования.
3. Следует избегать привлечения сотрудников редакции в качестве модератора и участников, поскольку они не могут беспристрастно реагировать на возможную критику. Зачастую даже в качестве наблюдателей сотрудники могут вносить помехи в работу фокус-группы. Хотя бывают и исключения.
4. Немаловажный аспект проведения фокус-группы – письменные и наглядные материалы, а также создание комфортной обстановки, с кофе-паузами.
5. По окончанию работы модератор составляет отчет с описанием впечатлений о проведенной фокус-группе. Отчет модератора не подразумевает сравнений, сопоставлений и обоснованных выводов о степени выраженности мнений.
Отчет о проведении фокус-групп – это аналитический отчет исследователя, основывающийся на анализе текстов высказываний участников с конкретными примерами, подтверждающими корректность и справедливость сделанных выводов. Структура отчета определяется техническим заданием, топиком и гипотезами исследования. Отчет включает сопоставление мнений участников различных социально-демографических категорий. Отчет может включать контент-анализ высказываний. Важно обратить внимание на нетипичные высказывания.
Анкетирование
Анкета – самое распространенное орудие для получения первичных данных. Анкета – инструмент гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В ходе разработки анкеты важно произвести отбор вопросов, выбрать их форму, формулировки и последовательность:
Критерий, определяющий тип вопроса |
Тип или вид вопроса |
Уточнения |
Цель вопроса |
Содержательные |
|
|
Функциональные |
Функционально-психологические
Контактные
Фильтры
Контрольные |
Наличие или отсутствие ответа в тексте вопроса |
Открытые
Закрытые
Полузакрытые |
Открытые дают возможность отвечать своими словами.
Вопрос-диалог.
Закрытые – типа "да, нет, затрудняюсь ответить"
Альтернативные – выбрать один из пунктов в градации.
Вопрос-меню (выбрать один из вариантов ответа).
Шкальный вопрос (ответ в системе координат) |
Содержание вопроса |
Факты
Знания
Мнения, установки, мотивы |
|
Возможные ошибки анкеты: 1. Ошибки интерпретации (неоднозначная интерпретация формулировки вопросов анкеты). 2. Ошибки мотивации (формулировки, уменьшающие мотивацию респондента). 3. Ошибки информированности (неправильная оценка информированности респондентов об интересующих исследователя объектах или наличие у респондентов мнений и установок в отношении объекта).
В практике СМИ этот метод может применяться для выявления интересов читателей и рекламодателей, для планирования изменений редакционного содержания и графической концепции, для оптимизации распространения и проч.
Отделу информации, сотрудникам редакции и рекламного отдела следует также обращать внимание на публикуемые в других СМИ результаты исследований, уметь находить другие источники информации, не пренебрегая даже слухами, правда, подвергая уже полученную подобную информацию проверке и анализу. Маргарита РЕВЗИНА, консультант по медиабизнесу Межрегионального института медиаконсалтинга
Курьер Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article15055.htm |