Продажи лекарств-хитов сдулись вслед за числом ТВ-роликовДата публикации: 07.10.2016 Раздел: Анализ рынков Чем больше ТВ-роликов об очередном чудо-препарате, тем быстрее его сметают с полок. Это можно проверить, сравнив данные по продажам лекарств и по объёму их рекламы с 2012 года. Наступает сезон холодных дождей и простуд, поэтому мы взяли сезонные препараты: противовирусные, жаропонижающие, лекарства от кашля и витамины. Данные по продажам предоставило агентство DSM Group, которое мониторит фармацевтический сектор. Данные по рекламе – агентство OMD OM Group (оно провело анализ на основе данных компании TNS Россия, в национальную панель которой входит 77 городов по всей России с населением больше 100 тысяч).
Продажи мы меряем в упаковках, а объём рекламы – в числе просмотров. Для удобства берётся условный показатель по просмотрам – число раз, которое всё население страны посмотрело за год рекламу препарата.
Противовирусные препараты
Топ-10 противовирусных препаратов возглавляет кагоцел. Посмотрите на инфографику – зависимость продаж от объёма рекламы по телевизору очевидна.
На втором месте – ингаверин. Здесь также зависимость очевидна.
На третьем месте – оксолин (прямая черта означает, что ТВ-роликов нет). Это копеечное средство (47 рублей) – оно дешевле ингаверина в 7 раз. И здесь работает как раз цена – реклама на ТВ не нужна, поэтому её и нет.
На четвёртом месте – арбидол. В 2012 году он возглавлял топ-10 противовирусных. Среди экспертов этот препарат притча во языцех. Много раз говорилось, что его продвижение лоббировала экс-министр здравоохранения Татьяна Голикова, которая сейчас возглавляет Счётную палату. Она не раз упоминала арбидол как лучшее противовирусное средство. СМИ писали, что президент компании «Фармстандарт» (это производитель арбидола) Виктор Харитонин, – давний друг Голиковой и её мужа Виктора Христенко, бывшего министра промышленности и торговли.
В 2013 году, когда в Госдуме обсуждалась кандидатура Голиковой на пост главы Счётной палаты, депутаты припомнили ей арбидол. Тогда за неё заступился полпред президента в Госдуме Гарри Минх. Он сказал, что эта информация не подтвердилась. Со времён Голиковой-министра продажи арбидола снизились в несколько раз. Если сравнивать 2012 и 2015 годы, то в 2,4 раза.
«В мире существует только два эффективных противовирусных средства – тамифлю и реленза, – сказал известный доктор, главный врач московской городской больницы № 71 Александр Мясников. – Эффективность остальных мировое медицинское сообщество не признало. Потому что по остальным препаратам не проводилось нормальных клинических испытаний. Таким образом доказательств их эффективности просто нет. Начиная с арбидола и заканчивая кагоцелом – всё это полная лажа, популярная только за счёт рекламы».
Жаропонижающие
Первые три места в топ-10 занимают копеечные цитрамон, аспирин и парацетамол. Рекламных ТВ-роликов у них, разумеется, нет. А зависимость продаж от рекламы мы видим на примере пенталгина и ибуклина.
Препараты от кашля
И на многих примерах (АЦЦ, бромгексин, амбробене, коделак) видим прямую зависимость спроса от рекламных роликов.
Витамины
Зависимости продаж от рекламы не наблюдается. «Что касается витаминов – это всё чистая реклама, – сказал Александр Мясников. – Сегодня позиция всего медицинского сообщества (я не беру Россию, потому что в России нет медицинского сообщества и медицины-то нет) заключается в том, что принимать витамины здоровому человеку (подчёркиваю, именно здоровому, ещё исключение беременные) для предотвращения какой-либо болезни не рекомендуется».
По словам члена Совета гильдии маркетологов Николаса Коро, ТВ-реклама действует и поднимает продажи почти мгновенно. «В первую очередь такая реклама обещает быстрое избавление от симптомов болезни – быстрее, чем аналоги (насколько это допускает закон о рекламе и конкурентная борьба), – сказал он. – В первые же две недели скачок продаж может составить 40%. От азиатских стран в этом смысле мы не отличаемся – там такая же прямая корреляция. Но мы отличаемся от европейцев, например. В целом ряде европейских стран запрещена вообще реклама лекарственных изделий – в частности в Швейцарии».
По словам эксперта, европейцы хорошо знают о том, что лекарство – это научная разработка, которая не требует рекламы, а требуется здесь рекомендация врача.
«У нас же процесс покупок (особенно в эконом-сегменте и, как ни парадоксально, в премиум-сегменте) зависит не от того, что рекомендует врач, а от того, что посоветует провизор в аптеке, – сказал он. – У нас принято прийти в аптеку, рассказать человеку в белом халате (тут уже постсоветский синдром абсолютной веры человеку в белом халате), провизору, о своих проблемах и ждать, что он посоветует купить. Маркетологи фармацевтических компаний об этом прекрасно знают и находят способы обходить закон и находить подход к фармацевтам и провизорам, чтобы они продвигали их продукцию».
Андрей Скородумов, руководитель департамента продуктивности и оценки медиа закупок OMD Om Group сделал прогноз, как будет развиваться рынок ТВ-рекламы лекарств в дальнейшем.
«Если за последние 4 года проанализировать долю телевизионных рейтингов, закупленных за первые 8 месяцев в контексте общегодового объема, то можно экстраполировать эти данные на 2016 год, – сказал он. – Можно спрогнозировать динамику 2016 года против 2015 года по объёму закупленных рейтингов на аудиторию 18+ (тот самый показатель – число раз, которые всё взрослое население страны посмотрело ролик)».
По словам Андрея Скородумова, по противовирусным препаратам можно ожидать уменьшения рекламы на 5%, по жаропонижающим – прирост около 10%. Препараты от кашля останутся на том же уровне. А вот рекламы витаминов может стать на 30% больше – в первую очередь из-за значительного сокращения рекламной активности в кризисном 2015 году. Александра Рыкова (life.ru) Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article138769.htm |