Коллективная ответственность за графоманство

Дата публикации: 03.08.2016
Раздел: Статьи

Петербургские чиновники отдали программу толерантности на откуп непрофессионалам.

Социальная реклама, по словам петербургских чиновников, направлена на «укрепление толерантности» и «повышение уровня знаний и представлений об истории и культуре Санкт-Петербурга» (цитата из госконтракта). Но именно она уже второй раз за пару месяцев оказывается в центре скандала. В мае горожан возмутило исполнение баннера «Санкт-Петербург – город всех религий», где среди религиозных объектов (соборов, синагоги, мечети) авторы внезапно впихнули Ростральные колонны – символ светский, призванный рассказать о морском могуществе страны. Тогда исполнитель госзаказа ООО «ПетРемСтрой» (ПРС) оправдывал столь неожиданный ход желанием визуализировать причастность Петербурга к изображенным объектам. Оно, конечно, Смольного или Исаакиевского соборов для этого недостаточно.

«Санкт-Петербург – город всех религий».

С наступлением лета курьезов не убавилось. На этот раз авторы, все та же компания «ПетРемСтрой», провозгласили Петербург «столицей народов всех культур» и заявили: «Жить в Петербурге – быть частью культуры». Смысл и синтаксис оставим за скобками. Надписи сопровождают как будто наскоро слепленные пятиклассником рисунки, изображающие, собственно, «народы всех культур».

Заказчик – Комитет по печати – претензий к технике рисования не принимает, называя все придирки вкусовщиной. «И чего вообще вы пристали к этому плакату? Потому что там украинец изображен?!» – недоумевает ответственная за контракт от комитета Оксана Ефименко.

«Жить в Петербурге – быть частью культуры».

Комитет по печати Петербурга и ООО «ПетРемСтрой» подписали контракт на изготовление макетов социальной рекламы в феврале 2016 года. Каждый месяц ПРС отправляет посреднику – Комитету по межнациональным отношениям – три поучительных плаката на выбор, а тот пересылает в Комитет по печати один утвержденный вариант. Спустя короткое время этот баннер появляется на улицах Петербурга, пытаясь искоренить межнациональную рознь. За три макета в месяц до декабря 2016-го власти заплатят компании 235 тысяч рублей. Таким образом Комитет по печати исполняет правительственную программу «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге».

Разработка концепций социальной рекламы – занятие для «ПетРемСтроя», мягко говоря, непрофильное. Основным видом деятельности компании является производство общестроительных работ по возведению зданий. В разговоре с «Новой» заместитель гендиректора Алексей Хорошев рассказал, что отдела по созданию соцрекламы на предприятии также не существует. «Мы предложили Комитету по межнациональным отношениям 40 вариантов баннера, – говорит Хорошев. – Жаль, что выбрали именно эти, хотя там были и другие варианты».

Среди не прошедших фильтр комитета действительно есть варианты, которые на улицах Петербурга смотрелись бы лучше. Но есть и откровенно дилетантские – и их намного больше. Например, один содержит такой пассаж:

У Петербурга нет плохой погоды,
Здесь историю творили великие мужи,
И не важно, откуда родом ты,
Если в целое внесешь часть своей души.

В подвале баннера авторы, видимо, планировали изобразить людей с флагами различных республик, но из-за монотонности цвета получилось изображение протестного митинга.

Есть и совершенно белый стих:

В Петербурге, городе младом,
Культура соседствует с Невой.
Здесь рядом сфинксы и атланты,
Многообразная культура образует город наш.

Коллективная ответственность за графоманство.

Лирический позыв души сотрудников строительной компании отразился и в таких строчках:

Наши предки жили веками,
В единой культуре соединясь,
Свое наследие оставив для нас.

Коллективная ответственность за графоманство.

Авторов этой высокой лирики в компании предпочитают не раскрывать, ссылаясь на коллективную ответственность стихоплетства. Впрочем, Комитет по печати оригинальным подходом ПРС впечатлился и именно ему поручил выполнение государственного контракта.

«ПетРемСтрой» был одним из пяти участников конкурса на создание серии баннеров. Кроме него, еще только одна компания, подавшая заявку, не имела отношения к рекламе вообще и социальной рекламе в частности: ООО «Макс-драйв». Она, однако, выбыла из состязания из-за неправильно оформленных документов.

Желающих учить петербуржцев терпимости оценивали по пяти критериям: стоимость контракта, оригинальность идеи, богатство языка, яркость образов и количество макетов.

«ПетРемСтрой» предложил минимальные затраты на создание эскизов (235 тысяч рублей при начальной цене контракта 598 470) и получил хорошие отзывы жюри по каждому пункту. Профильной компании ООО «Рекламное обслуживание» для победы не хватило шести баллов, которые она потеряла, видимо, на стоимости контракта: запросила на 15 тысяч больше.

Программа с неформальным названием «Толерантность» стартовала в Петербурге с подачи бывшего губернатора Валентины Матвиенко в 2007 году. В ранние годы нареканий на качество плакатов социальной рекламы не было, но обсуждение в обществе было бурным. Например, на первом же баннере авторы изобразили убитую националистами в 2004 году восьмилетнюю Хуршеду. Надпись кричала: «Мой папа торгует на рынке. Мы вышли во двор, чтобы поиграть, и меня убили, потому что я не похожа на них». С другого плаката свою историю рассказывал скинхед: «Мне сказали, что они черные. Они не похожи на нас. Я убил его».

Сегодня же социальная реклама в Петербурге привлекает внимание только вопиющей бездарностью и безграмотностью. А спорить тут, и правда, абсолютно не с чем.

Коллективная ответственность за графоманство.

Коллективная ответственность за графоманство.

Коллективная ответственность за графоманство.

Коллективная ответственность за графоманство.

Коллективная ответственность за графоманство.

Сергей Сатановский ("Новая газета")
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article137777.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100