Выставка блокадных агитплакатов открылась в ПетербургеДата публикации: 28.04.2016 Раздел: Статьи В Петергофе покажут выставку «Боевой карандаш». 1941-1945». Сегодня, 28 апреля, в Петербурге открылась выставка «Ленинград. «Боевой карандаш». 1941-1945», экспонирующая плакаты и боевые листы ленинградского объединения «Боевой карандаш», которые пользовались большой популярностью среди жителей блокадного города и воинов, защищавших Ленинград. Организатором выступил Музей обороны и блокады Ленинграда, а сама выставка расположилась в культурном центре «Каскад» в Петергофе.
Само объединение художников «Боевой карандаш» появилось в 1939–1940 годах, во время советско-финской войны. Первый выпуск «Боевого карандаша» во время ВОВ вышел уже 23 июня 1941 года, на второй день война. Тогда же появилась и яркая эмблема в виде палитры и винтовки с карандашом вместо штыка. Военная деятельность «Боевого карандаша» окончилась в первой половине 1945 года.
Как рассказала «Известиям» заместитель директора Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Милена Третьякова, художники в условиях полной блокады должны были вселять веру в победу: «Доносить информацию нужно было очень ясно, емко, выдерживая баланс трагического и смешного. Мы все знаем, что существовали юмористические плакаты на тему Гитлера, где захватчики показывались смешно. И должно было быть именно смешно, а не глупо, и хорошо сочетаться с текстом, с подписями, которые делали местные поэты. Наконец, все нужно было делать очень быстро. Не было времени, как сейчас, устраивать конкурсы плакатов, чтобы за полгода определить победителя. Нет, приходила сводка с фронта, и уже на следующий день нужно было на нее отреагировать. Ко всему этому добавьте, что и сами блокадные художники жили в тяжелейших бытовых условиях. Но им приходилось абстрагироваться от всего, смеяться и искать яркие краски».
«Карандашисты» соединили в своих плакатах традиции русского лубка и сатирических журналов начала XX века, таких как «Сатирикон» или «Бегемот», с традициями советской политической карикатуры, заложенных, например, «Окнами РОСТа». Формат плакатов был небольшим, потому что в первую очередь они предназначались для фронта и вывешивали в блиндажах, бомбоубежищах, госпиталях. Но отдельные «кадры» увеличивались и висели в блокадном городе. Всего за годы войны было выпущено 103 нумерованных листа, а также ненумерованные плакаты и десятки почтовых открыток общим тиражом около 2 млн экземпляров.
Advertology.Ru
Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article136507.htm |