ЕС заменит срок годности продуктов "умной" упаковкойДата публикации: 29.03.2016 Раздел: Новости Российские компании постараются как можно скорее перенять этот опыт. На территории Евросоюза вскоре могут отказаться от обязательного требования к производителям продуктов указывать срок годности. На смену этому обозначению придут «умные» упаковки с электронными чипами, которые будут ежедневно определять свойства продукта. «Умная» упаковка сама будет подавать сигнал – от зеленого до красного: когда продукт испортится, она покажет красный свет.
С такой инициативой выступает минсельхоз Германии. Как рассказал в интервью газете Funke Mediengruppe глава ведомства Кристиан Шмидт, производители продуктов питания серьезно перестраховываются, указывая более ранний, чем необходимо, срок годности на упаковке. Это приводит к тому, что львиная доля продуктов оказывается на мусорных свалках, хотя их можно было бы использовать более рационально.
В Европе есть несколько определений, касающихся сроков употребления продуктов – best before («срок хранения», то есть рекомендуется съесть пищу до этого срока, так как его вкус или цвет сохраняются в этот период лучше всего, но можно употребить и позже) и use by (или best by, «срок годности», то есть употреблять в пищу продукт опасно для здоровья по истечении указанной даты).
В российском законодательстве – схожие правила указания сроков хранения и годности продуктов питания. К примеру, на пачке орехов или банке меда будет скорее написан срок хранения, а на йогурте или упаковке рыбы без консервантов – срок годности.
Также в ЕС есть понятие shelf life – гарантийный срок хранения и транспортировки продукта в упаковке поставщика. Он отсчитывается от момента изготовления товара. В России и в мире недобросовестные торговые сети борются с уничтожением просроченных продуктов, используя именно этот термин. Они повторно замораживают скоропортящиеся продукты, например, рыбу, и наклеивают свежую этикетку, что трактуется в РФ как незаконное увеличение срока реализации.
Российские компании постараются как можно скорее перенять этот опыт, сообщили в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), уточнив, что наши производители всегда следят за инновационными разработками за рубежом, которые можно было бы применить и у нас, ездят на выставки и форумы, посвященные ритейлу. Эксперты прогнозируют, что технологию «умной» упаковки, скорее всего, введут в ЕС оперативно, за 2-3 года. Применять «умную» упаковку в России нужно для продуктов со сроком годности максимум до одного месяца, считают эксперты.
«На практике такую идею еще никто не реализовывал, в том числе в России. Но если она возымеет успех, то в любом случае распространится на близлежащие страны. У нас для внедрения «умной» упаковки придется менять законодательство в части требований к содержанию упаковки, – считает исполнительный директор АКОРТ Андрей Карпов. – Удобнее всего было бы распространить такую технологию на скоропортящиеся товары, в том числе на «молочку», и на пищу с максимальным сроком годности до одного месяца».
По оценкам Андрея Карпова, на этапе внедрения технология может оказаться чересчур дорогой, поэтому ее, скорее всего, применят к дорогим товарам типа премиум сегмента, чтобы разница в цене продукта до и после внедрения технологии была нечувствительной. Чем глубже будут внедрять «умные» упаковки, тем ниже будет себестоимость инноваций, и уже тогда ее можно будет найти на прилавке с продуктами эконом-сегмента.
«Потребителям такое новшество придется впору, ведь у нас население любит такие изменения», – подытожил Андрей Карпов.
Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России: «Конечно, введение «умных» упаковок в магазинах и торговых сетях позволит Европе снизить объем «пищи на выброс», но пока неясно, в какую цену обойдется это новшество, говорить о его потенциальном применении в России очень трудно. Боюсь, это очень дорогое удовольствие.
Например, недавно я общался с Российской ассоциацией производителей контрольно-кассовой техники, и мы обсуждали, сколько будет стоить модернизировать один кассовый аппарат для передачи данных о каждом пробитом чеке в Федеральную налоговую службу. Таких устройств по стране – около миллиона штук, на каждую придется выделить 25 тысяч рублей, чтобы система заработала. При товарообороте в размере около 12 трлн рублей рост цен в магазинах из-за новой системы может составить полпроцента. С другой стороны, собираемость налогов повысится, а бизнес будет работать прозрачнее.
А во сколько обойдется потребителю в России введение "умной" упаковки? Думаю, это будет дороже, а значит, и на росте цен откликнется существеннее. Надо последить за введением директивы в Евросоюзе: если окажется, что это дешево, то, несомненно, плюсов больше, чем минусов». Александра Воздвиженская, Анна Розэ (rg.ru) Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article136025.htm |