Художественные сокровища РоссииДата публикации: 13.11.2015 Раздел: Репортажи Открылась выставка «Художественные сокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна». Как всякая новая выставка работа получилась спорная. Новая площадка, попытка нового экспонирования, известные и не известные работы русских мастеров. Стоит пойти и составить собственное мнение. О площадке. В 2015 году Фонд Храма Христа Спасителя принял решение о смене контента в одном из своих помещений. Проект культурного центра, предложенный компанией “Международные Выставочные Проекты”, вписался в атмосферу пространства — и визуально, и концептуально. (основатель Андриан Мельников, эксперт в области искусства, галерист и коллекционер, куратор выставок как в России, так и за рубежом)
Дизайн помещения помогал создавать французский архитектор и дизайнер Жульен Боаретто, внук Галы, музы Сальвадора Дали. Инновационные технологии, внедрённые в пространство площадки, призваны поднять культуру созерцания искусства на новый уровень, созвучный особенностям восприятия современного человека. Световые решения подчеркивают индивидуальность каждой картины. Узконаправленный звуковой излучатель позволяет не только видеть картину, но и слышать её. Благодаря технологии дополненной реальности зритель может не только узнать о картине и её авторе, но и увидеть, как она “оживает” на экране мобильного устройства.
Экспозиция. В экспозиции представлено более 300 экспонатов: иконы работы известнейших иконописцев, полотна прославленных художников, выполненные в технике масла, темперы, гуаши, графические работы, а также предметы декоративно-прикладного искусства.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 – 1942), «Видение отроку Варфоломею. Часть II», 1917, холст, масло
Картина из коллекции Фёдора Ивановича Шаляпина, Париж. Шаляпин восхищался творчеством Михаила Нестерова. Певец сам приобрёл данное полотно из серии, посвящённой жизни святого Сергия Радонежского. Шаляпин очень любил эту картину, в его парижской студии «Отрок Варфоломей» висел рядом с кустодиевским портретом. На протяжении всей своей творческой жизни Нестеров работал над циклом картин, посвященных деяниям преподобного Сергия Радонежского (носившего в миру имя Варфоломей ), основателя и игумена Троице Сергиева монастыря . Открыла живописную эпопею о жизни святого Сергия картина «Видение отроку Варфоломею», написанная в 1889 году.
Сюжетной основой произведения послужил эпизод из жития, составленного учеником преподобного, Епифанием Премудрым. Отроческий образ святого Сергия стал для художника символом надежды на возрождение русской духовности, поэтому не случайно в 1917 году Нестеров вновь обращается к этой теме и создает второй вариант картины, сюжетно продолжающий житийное повествование. Если первый вариант картины был приобретен Павлом Третьяковым, то второй, представленный на выставке, вариант – самолично приобрёл у Нестерова Федор Шаляпин. В интерьере его парижской квартиры картина располагалась рядом со знаменитым портретом Бориса Кустодиева.
Перов Василий Григорьевич (1833/1834 — 1882), «Охота на медведя зимой», 1879, холст, масло.
Эта работа Василия Григорьевича Перова примыкает к таким знаменитым картинам мастера, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов» из коллекции Третьяковской галереи созданным в поздний период (1870е — начало 1880х), когда социальнокритическая направленность ранних работ Перова уступила место «бытописательским охотничьим сценам». Известно, что Василий Григорьевич был страстным охотником, тема эта была ему хорошо знакома, именно поэтому он посвятил ей целый ряд картин. В данном произведении художник изобразил способ охоты, используемый северными медвежатниками – осаду медведя у его берлоги. Один становится с винтовкой прямо против лаза в берлогу, шагах в пяти от нее, другой всаживает крестообразно колья и начинает выживать зверя. При этом, вполне вероятно, охотник с ружьем – автопортретное изображение самого Перова, который был страстным поклонником охоты.
Верещагин, Василий Васильевич (1842 – 1904), «Вид Московского Кремля с Софийской набережной», 1870е 1880е, холст, масло.
Особое место в русском искусстве второй половины XIX века занимает творчество Василия Верещагина. Знаменитый художник баталист много путешествовал. Кавказ и Балканы, Туркестан и Индия, Сирия и Палестина, США, Япония – везде с огромным интересом он изучал незнакомую экзотическую культуру, архитектурные памятники, природу, создавая серии живописных этюдов и картин. Однако ни в одном российском музее не представлены панорамные виды Московского Кремля, принадлежащие кисти Верещагина. Тем очевиднее значимость данной работы. Advertology.Ru
Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article134221.htm |