Подготовлен законопроект о запрете стимулирования продаж и спонсорства алкогольной продукцииДата публикации: 06.11.2015 Раздел: Статьи Скидки на алкоголь предлагают запретить, а за спонсорство алкогольной продукции предлагается штрафовать до 150 тысяч рублей. Депутат Госдумы Олег Михеев («Справедливая Россия») подготовил проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в целях запрета стимулирования продажи и потребления алкогольной продукции». Документом предлагается в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции» включить новую статью 16.1 «Запрет стимулирования продажи алкогольной продукции, спонсорства алкогольной продукции».
Согласно новой статье, в целях сокращения спроса на алкогольную продукцию парламентарий предлагает запретить стимулирование продаж алкоголя, а именно: распространение алкогольной продукции среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков, за исключением организации дегустации алкогольной продукции на выставках; применение скидок с цены алкогольной продукции любыми способами, в том числе через распространение купонов и талонов; использование товарного знака, служащего для индивидуализации алкопродукции, на других видах товаров, не являющихся алкогольной продукцией; использование и имитацию алкогольной продукции при производстве других видов товаров, не являющихся алкогольной продукцией, при оптовой и розничной торговле такими товарами.
Положение, запрещающее применение скидок с цены алкогольной продукции, заденет как розничную торговлю, так и места общественного питания, где также успешно внедряются механизмы стимулирования продаж. Например, если в розничной торговле можно встретить акции, которые предлагают приобретение нескольких бутылок алкоголя по цене одной, то в барах или ресторанах можно встретить акции по заказу двух алкогольных напитков по цене одного. Заденет новое положение и спортивные бары, многие из которых применяют скидки, например скидки на алкоголь в 15 или 20% во время просмотра спортивного мероприятия, футбольного матча.
Кроме этого, Олег Михеев предлагает запретить организацию и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение алкогольной продукции; организацию и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению алкогольной продукции или потреблению ее; использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих организациям, осуществляющим производство алкопродукции, при организации и осуществлении благотворительной деятельности.
По мнению депутата, одной из серьезных проблем, препятствующих снижению эффективности борьбы с алкоголизацией населения, является агрессивное психологическое воздействие на россиян с помощью всевозможных соблазнительных акций по стимулированию потребления алкоголя.
«Одним из классических примеров подобных акций является продажа алкоголя по купонам. Как правило, такие акции проводятся в пивных ресторанах, пабах и прочих заведениях ресторанного типа, в которых посетители, заранее приобретшие в интернете купоны, получают право на 50-процентную скидку. На первый взгляд это выглядит заманчиво, но только на первый, – заметил депутат. – Ведь именно таким образом, именно с помощью подобных маркетинговых ходов в первую очередь, молодежь подсаживают на недорогой алкоголь. И в группе риска в первую очередь студенты, не имеющие стабильного заработка, и только-только входящая во взрослую жизнь молодежь».
Владелец баров «Берри» и «Брют» в Екатеринбурге Роман Торощин рассказал, что эффект различных стимулирующих акций не всегда предсказуем.
«У меня был опыт, когда мы вводили «счастливые часы» со скидкой 50%. Результат день ото дня был разным, и я понял, что не всегда даже большая скидка влияет на мотивацию гостей. Часто работают такие акции, как «бесплатная порция», снижение цены на конкретный алкогольный напиток. Что же касается пролонгирования таких акций, то часто это приносит свою выгоду владельцам заведения, – отметил Торощин. – В качестве примера могут привести одну московскую сеть, которая придумала акцию удваивания алкогольных напитков в вечернее время. Что касается скидочных купонов, то мы пробовали подобное с некоторыми интернет-ресурсами, но особого эффекта они не принесли. Тут у всех по-разному».
Кроме запрета стимулирования продаж и потребления алкогольной продукции, депутат Михеев также предлагает запретить и спонсорство алкогольной продукции. В частности, законопроект предусматривает, что «при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация алкогольной продукции и процесса потребления алкогольной продукции, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления алкогольной продукции непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы».
Для исполнения новых положений закона законопроектом также предусмотрено введение новой статьи 14.3.2 «Спонсорство алкогольной продукции, стимулирование продажи алкогольной продукции и (или) потребления алкогольной продукции» в КоАП РФ. В соответствии с ней за нарушение установленного законом запрета на спонсорство алкопродукции, стимулирование продажи алкопродукции и (или) потребления ее, предлагается наказывать штрафом: граждан – от 2 до 3 тысяч рублей, должностных лиц – от 5 до 15 тысяч рублей, юрлиц – от 80 до 150 тысяч рублей.
За игнорирование обязанности трансляции социальной рекламы о вреде алкопродукции при демонстрации аудиовизуальных произведений, фильмов и программ, в которых осуществляется демонстрация алкопродукции или процесса потребления алкопродукции, предлагается накладывать штраф на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей, на юрлиц – от 100 до 200 тысяч рублей.
«В инициативе есть логика, поскольку купоны, скидки такого рода, конечно же, развивают у потребителя «рефлекс собаки Павлова», то есть человек путем постоянных посещений ресторана, где он знает, что возьмет, сколько возьмет и насколько выгодно ему будет стоить данная позиция, расслабится и поддастся привыканию, – считает руководитель столичного отделения ВОО «Антиалкогольный фронт» Николай Бубнов. – Однако к иной культуре пития через повышение качества алкоголя мы этой инициативой не придем. Рестораны всегда найдут выход, в том числе путем предоставления продукта более низкого качества». Дмитрий Рункевич, Елена Малай (izvestia.ru) Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article134068.htm |