Изменится ли предновогодний сезон распродаж в России?

Дата публикации: 05.11.2015
Раздел: Анализ рынков

Продавцы не будут делать крупные скидки в предновогодний сезон, а покупатели - много тратить.

Российские потребители и торговые сети начали подготовку к предновогоднему сезону распродаж. В этот раз он будет сильно отличаться от предыдущих – ни покупатели, ни продавцы из-за экономических неурядиц больше не могут позволить себе аукционов невиданной щедрости.

Прощупывание почвы с обеих сторон обычно начинается еще в ноябре. Потребители оценивают свои финансовые возможности, а торговые сети понемногу приступают к праздничному оформлению помещений. По-настоящему сезон скидок стартует в конце ноября – начало традиции массовых распродаж в это время положили в США. В "черную пятницу" после Дня благодарения ретейлеры объявляют иногда доходящие до неприличия скидки практически на все возможные товары.

В России такая практика прижилась недавно – в 2013 году. Очередная "черная пятница" с участием более чем двухсот интернет-магазинов намечена также на конец ноября. Величина скидок пока остается неизвестной ни в Интернете, ни в обычных магазинах, однако в том, что они будут, сомнений нет.

"Торговые сети, конечно, предоставят в ноябре-декабре скидки своим клиентам. Их величина будет варьироваться, поскольку каждая компания ориентируется на собственных потребителей, которых она знает довольно хорошо", – говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев. Цель сезона скидок объединяет продавцов практически всех стран – это увеличение покупательского трафика и притока наличных в кассы.

Однако, по словам Ильи Ломакина-Румянцева, скидки в российских магазинах в конце 2015 года будут носить не только рекламный характер. "Уже сейчас начинаются переговоры торговых сетей с поставщиками по удержанию цен на товары первой необходимости от избыточного роста", – заявил он. Речь идет о списке продовольственных товаров, к которым по постановлению правительства могут устанавливаться предельные розничные цены – в него, в частности, входят некоторые виды мяса, фруктов и овощей, хлебобулочных изделий.

При этом за непродовольственными товарами к концу года вряд ли будут выстраиваться большие очереди – предновогоднего потребительского вала и ажиотажа в АКОРТ не прогнозируют. В 2015 году произошло снижение реальных доходов населения, а в минэкономразвития заявили о переходе россиян на "сберегательную" модель поведения. То есть покупка товаров и услуг окончательно перестала быть у населения приоритетом, уступив место откладыванию денег на "черный день".

Илья Ломакин-Румянцев называет нынешнюю модель поведения россиян, скорее, экономной, нежели сберегательной. "Структура потребления серьезно поменялась, и произошел отказ от избыточности", – подчеркивает он. По его мнению, новая модель потребления в паре с повысившимися в 2015 году курсами доллара и евро должна уберечь россиян от ошибки конца прошлого года. Тогда на фоне резкого снижения курса рубля население устремилось за бытовой техникой и электроникой в надежде спасти деньги. Позже курс рубля восстановился, и последовавшие за этим попытки людей продать через интернет купленные два-три телевизора чуть ли не за бесценок окончательно показали ошибочность такой стратегии.

Судя по опросам покупателей некоторыми интернет-магазинами, электроника стабильно занимает первые места среди самых желанных подарков на новогодние праздники. "Конец года традиционно является высоким сезоном для рынка электронной и бытовой техники", – подтверждает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов.

Однако на сегодняшний день количество желающих обзавестись телевизором или пылесосом резко поубавилось. По данным Антона Гуськова, по итогам первого полугодия рынок техники просел в среднем на 30 процентов – лишних денег у населения на такие товары нет.

В РАТЭК ждут оживления активности покупателей в ноябре-декабре, но не берутся оценить ее масштабы. По словам Антона Гуськова, цены значительно поднялись на всю электронику и бытовую технику. На ту же динамику указывает и официальная статистика. По данным Росстата, смартфоны к осени 2015 года подорожали в среднем на 1000 рублей (8205 рублей в сентябре 2014-го против 9216 рублей в сентябре 2015-го), а микроволновые печи – почти на полторы тысячи (4401 рубль против 5899 рублей за тот же период). На таком ценовом фоне продавцы все равно пойдут на предновогодние скидки, считает Антон Гуськов. По его словам, их размеры будут зависеть от конкуренции между конкретными торговыми сетями. На сверхвысокий уровень скидок рассчитывать вряд ли приходится, но хорошие предложения могут появиться, в частности, по тем же смартфонам и аксессуарам к ним – эти товары, по данным Антона Гуськова, будут пользоваться спросом в конце года.

Изменится ли предновогодний сезон распродаж в России?

Снижение потребительского спроса и возможностей прогнозируют не только в сегменте "игрушек" для взрослых, но и у обычных детских. По мнению президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Антонины Цицулиной, нынешний предновогодний сезон будет отличаться от прошедшего гораздо большей рачительностью в покупках. Серьезного снижения на рынке не будет, надеется она, поскольку Новый год считается одним из самых любимых праздников, когда не жалко потратить деньги (тем более на детей), да и к тому же ассортимент детских товаров сейчас подходит под любой кошелек. Средняя сумма, которую родители оставляют в детских магазинах в течение всего года, – 1000 рублей. В предновогодний сезон она начнет увеличиваться. По прогнозу АИДТ, хорошо расходиться в конце 2015 года будут конструкторы, куклы и домики для них, а также высокотехнологичные игрушки и наборы для творчества.

"При этом сумасшедших скидок в детских магазинах не будет. Розница в последнее время пошла на уменьшение маржинальности из-за роста курсов доллара и евро, поэтому большому потенциалу для уменьшения цен взяться просто неоткуда", – рассказывает Антонина Цицулина.

Зато могут снизить цены продавцы одежды, которая в конце года часто дешевеет ради освобождения полок под новые коллекции. "Ретейл сейчас наиболее активно работает над привлекательностью цены. Это может быть, к примеру, введение низких цен на определенные категории товаров – "прайс-киллеров", – замечает генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. Однако и рынок одежды страдает от снижения потребительского спроса - по прогнозу FCG, к концу 2015 года его падение дойдет в среднем до 20 процентов.

При этом нестабильнее всего ситуация будет в среднем ценовом сегменте, который просядет на 35-45 процентов. У продавцов одежды бюджетного сектора перспективы получше – падение рынка недорогих вещей оценивается только в 6-10 процентов. По мнению Анны Лебсак-Клейманс, ситуация улучшится только с ростом реальных доходов населения. По прогнозу главного экономиста Внешэкономбанка Андрея Клепача, он может начаться не раньше 2017 года.

Роман Маркелов (rg.ru)
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article134047.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100