Борис Титов вступился за энергетические напиткиДата публикации: 29.09.2015 Раздел: Статьи Бизнес-омбудсмен Борис Титов усомнился в законности региональных ограничений на продажу тонизирующих напитков.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте Борис Титов считает, что власти Крыма, Тувы, Алтая и других регионов нарушили права производителей энергетиков, фактически приравняв их продукцию к алкоголю. Авторы ограничений уверяют, что все документы, вводящие их, прошли экспертизу главного правового управления администрации президента.
Борис Титов попросил министра юстиции Александра Коновалова проверить, насколько законны и соответствуют Конституции запреты и ограничения на продажу алкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков в ряде российских регионов. В пресс-службе Минюста сообщили, что пока не получили письмо господина Титова. "При поступлении указанного обращения будет оперативно подготовлено поручение в территориальные органы о проведении правовой экспертизы соответствующих нормативных правовых актов субъектов", – сказали в министерстве.
Господин Титов привел в пример пять регионов (Забайкальский край, Омскую область, Республики Крым, Алтай и Тыва), где безалкогольные напитки фактически приравнены к алкогольной продукции. Например, в Забайкалье, Крыму и на Алтае действует полный запрет на реализацию в рознице слабоалкогольных энергетиков и запрет на продажу безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним, а также в школах, больницах, спортивных сооружениях и во время культурно-массовых мероприятий. В Туве такие ограничения действуют для алкогольных и безалкогольных энергетиков, а в Омской области они распространяются также на предприятия общественного питания. Омбудсмен считает, что это нарушает гарантированные федеральными законами права хозяйствующих субъектов и потребителей.
Один из инициаторов ограничений на продажу алкогольных и безалкогольных энергетиков в Крыму депутат Госсовета республики Владислав Ганжара уверен, что введенные меры не нарушают федеральное законодательство. Крым стал 35-м субъектом, принявшим подобный закон, напомнил он. "Финальная редакция документа прошла экспертизу в главном правовом управлении администрации президента, более компетентной юридической проверки быть не могло", – подчеркнул господин Ганжара.
В федеральных законах не записан особый порядок продажи безалкогольных тонизирующих напитков, следовательно, принимаемые местными законодательными органами власти нормы в противоречие с общероссийскими не вступают, имея законную силу на территории конкретных регионов", – говорит руководитель международно-правовой практики коллегии адвокатов "Чаадаев, Хейфец и партнеры" Анастасия Асташкевич.
Российский рынок безалкогольных энергетиков в последние годы активно развивался, следует из данных Euromonitor International. Если за 2013 год его объем в денежном выражении вырос на 15,6% к 2012 году, то в прошлом году рост составил уже 21,3% – до 24,8 млрд рублей. В натуральном выражении по итогам 2014 года объем рынка увеличился на 21,4% – до 175,8 млн литров. Лидером продаж с долей более 25% является PepsiCo, по 15,6% занимают Coca-Cola и Carlsberg (марка Flash), на Red Bull приходится 6,5%.
В аппарате господина Титова уточнили, что обратились к министру юстиции после получения жалобы от Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод. В него, например, входят компании Red Bull (производит одноименный напиток), PepsiCo (энергетики Drive me и Adrenaline Rush) и Coca-Cola (Burn и Powerade). Президент союза Дмитрий Петров отмечает, что научные исследования в России и мире показали: риски от употребления безалкогольных тонизирующих напитков не превышают последствий потребления кофе. "Нигде в мире нет ограничений на продажу такой продукции", – подчеркивает эксперт. Он напомнил, что за последние несколько лет в Госдуму вносили шесть законопроектов о запрете безалкогольных тонизирующих напитков на федеральном уровне, но все они получали отрицательный отзыв правительства. В итоге ни один из них не был принят даже в первом чтении. Анастасия Дуленкова, Вадим Никифоров (Коммерсантъ) Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article133298.htm |