Первая выставка Аниша Капура в Москве проходит в рамках VI Московской биеннале современного искусства

Дата публикации: 25.09.2015
Раздел: Статьи

В Еврейском музее и центре толерантности в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства показывают небольшую ретроспективу поп-звезды современной скульптуры – британского скульптора индийско-еврейского происхождения, Аниша Капура. 

Здесь можно увидеть его четыре хорошо известные работы: 20-тонную инсталляцию из воска, 10-метровое кривое зеркало и два объемных полотна с пространственно-цветовыми иллюзиями.

Аниш Капур говорит, что мир полон знакомых нам объектов и что ему интересно делать – так это создавать объекты, которые будут вызывать у зрителя удивление, заставлять себя спрашивать, что это, почему оно находится здесь. Для этого он использует простой рецепт: повышает интенсивность привычных параметров скульптуры – цвета, размера, формы, делая их поглощающими: что огромный размер, что цвет повышенной яркости, кажется, окружают зрителя со всех сторон (сам художник сравнивает это ощущение с душем), практически насильно заставляя вступить с собой в диалог.

Работать Аниш Капур начал в 1980-е, во время реакции на минимализм и концептуализм, и стал одним из лидеров группы молодых британских скульпторов, которые экспериментировали с формами и техниками. В минималистские монохромные, до анонимности лаконичные объекты он в своих ранних работах приносит победу цвета и текстуры, покрывая геометрические конструкции цветным пигментом. В более поздних проектах он сохраняет фабричную чистоту формы, но оборачивает ее так, что работы, будучи по-минималистски чистыми, начинают представлять собой полную противоположность – с богатством цвета, гипертрофированностью масштаба, тревожными фактурами.

Его принято считать скульптором, тяготеющим к театральности: каждая выставка Капура – это шоу, практически блокбастер, рассчитанный на производство впечатлений, такой аттракцион от современного искусства, граничащий с провокацией, которую художник иногда поддерживает и в своих комментариях, смешивая идеи буддизма и психоанализа, рассуждая о сексе и смерти, пустоте и непустоте.

На выставке в Еврейском музее представлены всего четыре программные (1993, 2003, 2006 и 2007 годов) работы Аниша Капура, которые, как в учебнике, иллюстрируют его главные темы и интересы: роль цвета, размера, иллюзии, пустоты в объекте. Каждая из них показывает с разных сторон интерес художника к скульптуре как телу: тело как плоть и внутренняя родина, тело как пространство, одновременно пустое и заполненное, а также пространство, которое способно искажать тело. Заглавная скульптура – "Моя алая родина" – представляет собой 20-тонную гору воска, покрашенного в цвет кровоточащего мяса.

Аниш Капур. Моя алая родина.

Здесь есть еще две работы с цветовыми иллюзиями ("Мое тело, твое тело" и "Убежище") и стальная кривая, напоминающая кривое зеркало ("S-образное"). По залу работы расставлены своеобразно, так что две крайние практически полностью теряются. Стальное зеркало разбивает зал на несвязные объемы – хотя теоретически могло бы быть поставлено так, чтобы, например, собирать объекты или же подчеркивать их, не перебивая внимания. Из-за этого общая драматургия экспозиции теряет плавность своего хода. Каждая отдельная скульптура представляет собой самостоятельный аттракцион, особенно объект "S-образное", который сам скульптор шутливо называет объектом для селфи, однако вместе они не хотят собираться в единую ретроспективу с понятным выбором объектов и их размещением, от чего эффектность общего шоу порядком страдает.

Четырех старых работ мало, чтобы понять, чем Аниш Капур живет сейчас, – конечно, огромного "Левиафана" Еврейский музей вместить просто физически не мог бы, но могли бы прозвучать и другие материалы (хотя бы резина, земля и бетон, с которыми любит работать художник) или же – в случае фокуса на его раннее творчество – можно было бы привезти более зрелищные работы с негативным пространством ("Сосуд" или "Выворачивая мир наизнанку"). В результате расчет на беспроигрышный успех ретроспективы, который могла бы принести звездность персонажа, оборачивается только вопросами к микровыставке.

Марина Анциперова (Коммерсантъ)
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article133249.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100