Дата публикации: 07.08.2015 Раздел: Есть мнение ...
Полноценной идентификации личности при подключении к операторам связи не происходит. Скажем больше ее нет совсем.
В конце июля Субботин Артем и Бочкарев Антон, сотрудники компании "Терминальные решения", провели очередной эксперимент по идентификации личности. Цель эксперимента заключалась в подтверждении или опровержении результатов мартовского теста, показавшего, что в среднем испытуемый не может верифицировать каждого седьмого человека.*
Для проведения исследования Субботин и Бочкарев выбрали 10 официальных центров обслуживания операторов, среди которых: "Вымпелком", "МТС", "Мегафон" и "Теле2". По требованию закона "О связи" и регламенту СОРМ2, представители оператора обязаны сличать будущего абонента с его паспортом.
Субботин подключался у операторов из списка выше, предъявляя паспорт не похожего на него Бочкарева. Результат сильно удивил экспериментаторов: ни один представитель сотового оператора даже не усомнился в принадлежности паспорта Субботину и без проблем вписывал данные в договор.
Почему так происходит?
Психологи используют понятие "повседневная слепота" или "слепота к изменениям" — это неспособность обнаружить, что незнакомый объект переместился или исчез. Вы наверно помните, эти смешные эксперименты розыгрыши, проведенные Д.Саймонсом и Д. Левиным.
Эксперимент заключался в следующем: экспериментатор под видом прохожего под ходил к наивным испытуемым – прохожим – и просил по карте показать дорогу к одному из объектов университетского городка. Через 15-20 секунд после начала разговор а двое фиктивных рабочих проносили между экспериментатором и испытуемым дверь. В этот момент экспериментатор менялся местами с одним из рабочих. Таким образом, когда дверь уносили, перед испытуемым стоял уже другой человек. В этой ситуации половина испытуемых не заметили подмены собеседника и продолжали свои объяснения.
Именно такая "повседневная слепота" наблюдается у людей, чья работа строится на ежедневном контакте с незнакомыми людьми. Все лица сливаются в одно, задачи превращаются в автоматизированную рутину. По сути люди превращаются в некого "биоробота" делающего однообразную работу и находящегося внутри "капсулы трудового комфорта". Даже если такой человек заподозрит неладное в паспорте клиента, он промолчит, так как "нелинейный сценарий" развития событий, противоречит удобной капсуле.
* В марте 2015 года проект CheckU провел исследование основанное на "Glasgow Face Matching Test" тест выявляет точность с которой человек идентифицирует других людей. Теста заключался в том, чтобы испытуемый отмечал на карточке с двумя лицами, принадлежат ли они одному человеку или это лица двух разных людей.
Результатом исследования более чем 4000 человек (тест проводился онлайн), стало среднее значение 86%. Эта точность, с которой среднестатистический человек способен верифицировать человека с его документом. Это означает, что гипотетически каждый седьмой может запросто проходить на борт самолета или брать кредит по чужому паспорту.