Россиянам в кризис предложили имитирующие виски и ром напитки

Дата публикации: 10.07.2015
Раздел: Анализ рынков

Из-за девальвации рубля и падения реальных доходов населения резко падают поставки полюбившегося россиянам импортного крепкого алкоголя. Зато растет популярность их более дешевой замены: напитков, имитирующих виски и ром.

Напиток ромовый или висковый 

Алкогольные компании стали предлагать потребителям аналоги крепкого импортного алкоголя, которые как минимум на треть дешевле виски и рома экономсегмента. Это напитки, имитирующие виски или ром, но де-факто ими не являющиеся. Ниша, придуманная находчивыми производителям, стала резко расти в последние месяцы.

«Ромовый напиток» Shark Tooth от Diageo, глобального лидера по производству крепкого алкоголя, запущенный в 2013 году, на пике интереса россиян к рому, на протяжении последнего года занимает третью позицию на рынке ромов, после Bacardi и Captain Morgan (данные Diageo со ссылкой на Nielsen). Увидев убедительный рост продаж Shark Tooth, Diageo в августе 2014 года запустила «напиток висковый» Rowson`s Reserve. Новый продукт меньше чем за год вышел на второе место в категории ирландских виски, после популярного Jameson.

Тренд подхватил крупнейший российский производитель водки «Синергия» — в июне компания вывела на федеральный уровень свои напитки «Капитанский ром» (без рома) и «Капитанский джин» (без джина). «Дикси» 1 июля выпустила на полки «висковый напиток» под частной торговой маркой сети.

Напитки, имитирующие виски или ром, набирают популярность на фоне девальвации рубля, так как она привела к существенному повышению цен на импортируемые товары: если сравнить июнь этого года с июнем прошлого, розничные цены на импортный крепкий алкоголь выросли на 20–25%, говорит глава отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. Падение импорта виски и рома за первые пять месяцев этого года по сравнению с прошлым годом составили 35–40%.

«То, что такие напитки появились на рынке именно сейчас, вполне объяснимо, — говорит председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. — На рынке сформировалась довольно объемная ниша импортных крепких спиртных напитков, и теперь российские производители ликеро-водочной продукции будут паразитировать на популярности виски, рома или текилы. Производители пытаются выжить в непростых рыночных условиях и готовы играть на грани фола».

«За последние десять лет в России сформировалась довольно большая категория потребителей крепкого алкоголя, которая отдает предпочтение импортным рому и виски перед традиционной русской водкой, — рассуждает топ-менеджер крупной российской водочной компании. — И если в начале 2000-х годов любой виски считался суперпремиальным напитком, доступным только людям с доходами выше среднего, то в последние годы на рынке появилось много виски и рома по цене, сопоставимой с премиальной водкой. Виски и ром стали привычными продуктами с большой аудиторией, которая все последние годы росла».

По данным Федеральной таможенной службы, вплоть до 2012 года категории виски и рома ежегодно росли более чем на 30%. В 2012 году в страну было ввезено рекордное количество виски за всю новейшую историю России — 42,1 млн л (см. график). Ром поставил свой рекорд в 2013 году — 7,7 млн л. В 2014 году поставки виски и рома были чуть меньше, чем в рекордные годы, но сопоставимыми по объемам.

По данным ФТС за первые пять месяцев 2015 года, поставки виски к аналогичному периоду прошлого года рухнули на 40%, до 8,1 млн л, рома — на 35,5%, до 1,3 млн л. В абсолютных показателях это худшие итоги за последние пять лет.

После введения продовольственного эмбарго в августе 2014 года импортеры крепкого алкоголя увеличили объемы поставок: они хотели сформировать запас, на случай если под санкции попадут спиртные напитки, поясняет глава отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. Этим частично объясняет резкое падение импорта в начале года. По итогам 2015-го, прогнозирует Дробиз, импорт виски, рома, джина и текилы упадет примерно на 25%.

Первопроходцы

Diageo первой вывела на российский рынок напитки «на основе рома» и «на основе виски». «Ромовый напиток» Shark Tooth компания запустила в «докризисном» 2013 году, когда популярность рома в России достигла пика. Согласно информации на этикетке, основными ингредиентами «Акульего зуба» являются вода, этиловый спирт и карибский ром.

В августе 2014 года Diageo начала производство в России и «напитка вискового» Rowson`s Reserve, в состав которого входит ирландский виски. Сколько рома и виски в реальности добавляется в эти напитки, Diageo не раскрывает. Эксперт в области крепкого алкоголя, директор школы сомелье Эркин Тузмухамедов уверен, что не более 2–3%: «Для достижения нужной ароматики и изменения вкуса достаточно добавить совсем немного дистиллята в обычную водку, и напиток будет иметь характерный запах и вкус, — поясняет он. — Однако такие напитки выпущены абсолютно законно, упакованы в красивые бутылки, напоминающие упаковку оригинальных рома и виски. И неискушенные потребители реагируют на внешний вид и низкую цену, покупают это, думая, что берут реальный виски и ром».

По предоставленным Diageo данным, Shark Tooth и Rowson`s Reserve примерно на треть дешевле недорогих виски и рома. Так, бутылка 0,7 л «ромового напитка» Shark Tooth сейчас на полках магазинов стоит в среднем 622 руб., а популярный ром Сaptain Morgan — 855 руб. Такая же по объему бутылка Rowson’s Reserve на основе ирландского виски — 721 руб., а известный шотландский виски White Horse — 956 руб.

Ни капли рома

Тренд поддержала и группа «Синергия», крупнейший российский производитель водки. Компания много лет производила горькие настойки «Капитанский ром» и «Капитанский джин» на заводах Дальнего Востока, но продавала их только там. В июне этого года «Синергия» вывела напитки на федеральный уровень.

«Синергия» оказалась смелее Diageo. В «Капитанском роме» в отличие от Rowson`s Reserve нет ни капли рома. Из информации на контрэтикетке можно узнать, что «Капитанский ром» обретает свой вкус за счет смешивания этилового спирта с настоями коры дуба, мускатного ореха, корицы, гвоздики, кофе, а также чернослива и мелиссы. «Синергия» даже зарегистрировала в Роспатенте как отдельное изобретение «композицию ингредиентов для горькой настойки «Капитанский ром», где указывается, что эта композиция «позволяет получить горькую настойку с ароматом и вкусом, свойственным рому».

«Линейка крепкого алкоголя «Капитанский» предлагает потребителю напитки по «первой цене» — 350–400 руб. за 0,5 л», — рассказал РБК представитель «Синергии» Прохор Малютин. По его словам, первые продажи «капитанских» напитков на федеральном уровне вселяют в компанию оптимизм: «Реакция рынка была однозначно положительной — продукт оказался востребован большинством федеральных сетей, включая целевые для этого продукта сети-дискаунтеры. В настоящее время напитки представлены в 6 тыс. торговых точек только федеральных сетей».

Ниша будет расти

Количество ромовых и висковых напитков на полках будет увеличиваться, потому что на них есть хороший спрос, уверен Эркин Тузмухамедов. «Мы считаем запуски Shark Tooth и Rowson’s Reserve успешными, — подтвердила РБК пресс-секретарь российского офиса Diageo Наталья Щеняева. — Оба напитка — яркие примеры инноваций, отвечающих тенденциям рынка и нуждам потребителей. Они были разработаны для российского рынка с учетом вкусовых предпочтений российской аудитории». Она не назвала конкретных объемов их продаж, отметив лишь, что в компании ими довольны. Высокие позиции напитков в их категориях это подтверждают.

То, что новые напитки Diageo пользуются спросом у российских покупателей, РБК рассказали и в ГК «Дикси». Так, в магазинах группы Shark Tooth является одним из лидеров продаж в категории крепкого алкоголя. Вероятно, отследив успех продукта, «Дикси» в начале этого года объявила тендер на выпуск «вискового напитка купажированного без определенной страны происхождения» под собственной торговой маркой. Победитель конкурса должен был получить заказ на 55 тыс. бутылок в месяц. В «Дикси» рассказали, что их «висковый напиток» Old Tower появился на полках 1 июля.

До сих пор производство виски и рома в России было невозможно, так как отсутствовал ГОСТ на выпуск дистиллированных алкогольных напитков из зерна и сахара. Однако с 1 июля 2015 года вступил в силу ГОСТ Р 55799-2013 «Дистиллят зерновой. Технические условия», и теперь виски можно делать и в России. Ромового ГОСТа пока нет.

По оценке Вадима Дробиза, объем легального рынка импортного виски в России в 2014 году составил 70–75 млрд руб., рынок легального импортного рома — 15 млрд руб.

Крупнейшими импортерами этих напитков являются глобальные лидеры индустрии крепкого алкоголя — Diageo, Pernod Ricard и Bacardi. Среди российских компаний крупным игроком на рынке является «Синергия», имеющая эксклюзивный контракт с шотландским производителем виски William Grant & Sons.

Вопрос репутации

Павел Шапкин говорит, что в Национальный союз защиты прав потребителей пока не поступало обращений от покупателей по поводу напитков, напоминающих виски или ром. «Когда производитель ставит на полку ромовый продукт, который выглядит как настоящий ром, а информация о реальном составе напитка написана на контрэтикетке, это можно расценивать как нарушение прав потребителей, — полагает эксперт. — Однако доказать это в суде нарушением закона «О защите прав потребителей» крайне сложно». Тем не менее выпуск подобных продуктов может быть чреват репутационными рисками для производителей, напоминает Шапкин.

РБК также отправил запрос о правомерности действий производителей алкогольной продукции в ФАС. Пресс-служба прислала ответ управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции: «Заявлений по этой ситуации ни от граждан ни от бизнеса не поступало. С подобной ситуацией никогда не сталкивались. Дать оценку, возможно ли такую ситуацию квалифицировать как наличие признаков недобросовестной конкуренции, можно только после ознакомления с продукцией. Приезжайте, привозите... Встречу с начальником управления, специалистами организовать можно».

Денис Пузырев (РБК)

Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article132025.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100