Минпромторг хочет искоренить "подводные выплаты" в ритейлеДата публикации: 16.06.2015 Раздел: Новости Ритейлеры уже сами начали отказываться от ретробонусов и маркетинговых услуг. Для прозрачных отношений поставщиков и торговых сетей следует полностью отказаться от «подводных выплат», считает Минпромторг, и «это учли в проекте поправок к законопроекту, которые уже внесены на рассмотрение правительства». Об этом говорится в ответе министерства на запрос «Ведомостей» со ссылкой на департамент развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка.
Поправки в закон о торговле, разработанные группой сенаторов и депутатов во главе с председателем думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой, Госдума 19 мая единогласно одобрила в первом чтении. Они предполагают сокращение разрешенного размера выплат поставщика торговой сети с сегодняшних 10% (ретробонус) до 3% (все суммарные выплаты).
На вопрос, что подразумевается под понятием «подводные выплаты», представитель Минпромторга не ответил. Представитель секретариата вице-премьера Игоря Шувалова (курирует торговлю) отказался от комментариев. Однако вчера на площадке «Единой России» обсуждались изменения закона о торговле, в частности новое предложение Минпромторга снизить ретробонус до нуля, рассказали «Ведомостям» два участника того мероприятия.
Там же второй по выручке ритейлер в России – X5 Retail Group описала сценарий развития бизнеса в случае принятия поправки о нулевом ретробонусе, пояснил представитель Х5 Олег Полетаев. По его словам, сейчас компания уже не использует ретробонус более чем с четвертью своих поставщиков, главным образом тех, чьи товары закупаются в рамках централизованных тендерных процедур (часть фруктов и овощей, мяса, птицы, рыбы и др.). Также ретробонусы не используются и при закупках социально значимых товаров и собственных торговых марок, отметил Полетаев. Если поправка о нулевом ретробонусе все же будет принята, компании потребуется примерно 1,5 года, чтобы перевести на фронт-маржу договоры со всеми остальными поставщиками – всего их около 5000, сказал Полетаев.
Механизм ценообразования должен адаптироваться к новым правилам игры, которые снизят уровень вознаграждения от поставщиков, считает аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Крупные игроки в большей степени использовали механизм бэк-маржи (формируется за счет ретробонусов и маркетинговых услуг), поскольку они обладают и большей закупочной силой, и логистической инфраструктурой и могут в итоге совместно с поставщиком достигать экономии, например, на транспортных издержках, рассуждает она.
Поставщики в большинстве приветствуют новый механизм взаимоотношений с ритейлерами. «Продо» удобнее будет работать на фронт-марже – такая схема гарантирует производителю большую прозрачность, считает директор по продажам группы Дмитрий Судариков. Переход на фронт-маржу также избавит от проблем с фиктивными договорами на предоставление услуг, полагает предправления Союзмолока Андрей Даниленко. Тем поставщикам, кто сейчас заключает фиктивные договоры с торговыми сетями, чтобы не показывать другим своим контрагентам реальную цену товара, будет необходимо наладить работу в условиях прямого ценообразования, считает зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов. Многие участники союза считают, что переход на фронт-маржу повысит прозрачность взаимодействия и уменьшит сложность управления рентабельностью по контрактам с торговыми сетями, добавляет он.
Впрочем, «Магнит» и некоторые другие сети уже постепенно переходят на работу с фронт-маржей, предлагая поставщикам самостоятельно выбрать, какой формат для них удобнее, знает Даниленко. Это же подтверждает и топ-менеджер крупной компании-поставщика: по его словам, переход на фронт-маржу был компромиссным решением – взамен сети хотят получить отсрочку вступления поправок в закон о торговле в силу. Все крупные сети в последние несколько месяцев предлагают поставщикам работать на фронт-марже или хотя бы без фальшивого маркетинга, новые контракты заключаются уже по новому принципу, добавляет он.
Представители «Магнита», «О’кей», «Ленты» и Metro на запросы «Ведомостей» не ответили. Представители «Ашана» и «Дикси» от комментариев отказались. Юлия Грибцова, Мария Кунле, Анастасия Демидова (Ведомости)
Advertology.RuСсылка на статью: http://www.advertology.ru/article131447.htm |