Закон запутался в мелких сетяхДата публикации: 03.06.2015 Раздел: Новости Одобренные Госдумой в первом чтении поправки к закону "О торговле", разработанные группой сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой, приведут к монополизации продовольственного рынка его крупнейшими участниками, настаивает Союз независимых сетей, объединяющий региональных ритейлеров. Союз просит правительство отложить рассмотрение законопроекта, радикально меняющего взаимоотношения поставщиков и торговых сетей. Во вторник Союз независимых сетей (СНС) утвердил резолюцию на поправки к закону "О торговле", рассказал "Ъ" председатель координационного совета организации Олег Пономарев в кулуарах "Недели российского ритейла". "В среду планируем передать ее вице-премьеру Аркадию Дворковичу и направить в Госдуму",— добавил господин Пономарев.
В середине мая депутаты приняли в первом чтении поправки к закону "О торговле", снижающие для ритейлеров совокупный объем выплат со стороны поставщиков до 3% (сегодня только ретробонус, подразумевающий премию за объем закупки, составляет 10%) и сокращающие для сетей отсрочку по оплате поставленного товара. В СНС уверены, что законопроект повлечет дальнейшее укрупнение ведущих ритейлеров и крупнейших поставщиков, а в перспективе приведет к тому, что через несколько лет рынок будет контролироваться мегасетями и мегапроизводителями (входящими в топ-10 своих отраслей). Сейчас члены СНС занимают около 10% оборота региональной розничной торговли (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), их совокупный оборот составляет порядка 270 млрд руб.
Практически полная отмена бонусов повлечет переход бизнеса к контрактам "чистой цены", прогнозируют в союзе. "Во избежание конфликтов между торговыми сетями с разными объемами закупки производители будут вынуждены перейти на производство так называемых собственных торговых марок и марок, к ним приравненных. Это самые дешевые товары, и они выдавят прочий ассортимент, прежде всего локальных производителей",— объясняется в резолюции СНС (копия есть у "Ъ"). Господин Пономарев подчеркивает, что в существующую структуру скидок входят, в частности, логистические платежи, связанные с доставкой и обработкой товара в распределительном центре. "Логистические издержки составляют более 3% от оборота региональных торговых сетей",— добавляет он.
Региональные сети не способны ускорить расчеты с поставщиками и из-за недоступности кредитов, сказано в документе. "Союз независимых сетей России просит отложить рассмотрение поправок во втором чтении и обсуждать его изменения в рамках Межотраслевого экспертного совета и других структур отраслевого саморегулирования",— резюмируется в резолюции.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) поддерживают предложение СНС отложить рассмотрение законопроекта. Он "требует существенных доработок и открытого обсуждения с бизнес-сообществом. К сожалению, перед первым чтением мнение рынка и смежных отраслей не было учтено",— говорит председатель президиума АКОРТ президент ГК "Дикси" Илья Якубсон. Директор по внешним коммуникациям Auchan Мария Курносова признает, что изменения очень сильно повлияют на экономику и производителей, и сетей. "Они могут иметь эффект, обратный заявленному. То, о чем говорят наши региональные коллеги, лишь одно из возможных следствий",— соглашается госпожа Курносова. Господин Якубсон подтверждает, что у крупных компаний больший запас прочности.
"В законопроекте пока нет полного перевода ритейлеров на работу только за счет торговой наценки,— напоминает один из авторов проекта зампред комитета Госдумы по экономполитике Виктор Звагельский.— Сейчас конкуренция сетей основана на том, кто выгоднее для себя заключит договор поставки, увеличение роли торговой наценки в доходах сети заставит сети конкурировать своей наценкой". По его словам, в такой ситуации региональные ритейлеры только выиграют, потому что обычно у них наценка меньше, чем у федеральных, так как ниже накладные расходы.
Ранее источник в Госдуме говорил "Ъ", что рассмотрение законопроекта во втором чтении может быть перенесено на осеннюю сессию, кроме этого на прошлой неделе Минпромторг выступил за введение переходного периода в 180 дней с момента публикации поправок к закону "О торговле". Анастасия Дуленкова (Известия)
Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article131213.htm |