Афиши театров будут предупреждать об откровенных сценахДата публикации: 26.03.2015 Раздел: Новости Депутаты предлагают публиковать на театральных билетах дополнительную информацию, чтобы не допустить повторения скандала, который разгорелся вокруг «Тангейзера». Депутаты заксобрания Санкт-Петербурга просят Министерство культуры обязать театры информировать зрителей о том, что в постановках есть нетрадиционные трактовки религиозных ценностей, а также откровенные сцены сексуального характера. Такие предупреждения предлагается печатать на театральных билетах и афишах. Соответствующее обращение направил министру культуры РФ Владимиру Мединскому депутат Андрей Анохин (документ есть в распоряжении «Известий»). Таким образом планируется предотвратить конфликты между гражданами, которые придерживаются разных взглядов, и не допустить повторения скандала, разгоревшегося в феврале 2015 года вокруг постановки оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета.
«Прошу рассмотреть возможность изменения порядка информирования потенциальных потребителей государственных культурных услуг на бланках билетов, афиш театрально-зрелищных... представлений и добавить в них упоминание об особенностях содержания перформанса», — говорится в обращении.
Анохин считает, что на билетах и афишах нужно указывать о «наличии в спектаклях нетрадиционных для представителей крупнейших российских религиозных конфессий трактовок религиозных ценностей», а также о «содержании в перформансах откровенных сцен сексуального характера». Для этого депутат предлагает печатать, к примеру, такие формулировки: «содержит откровенные сцены сексуального характера», «нетрадиционная трактовка религиозных ценностей» и т.п.
По мнению Анохина, определять, содержит ли спектакль нетрадиционные трактовки, может экспертная комиссия, в которую будут входить видные деятели культуры и представители основных конфессий. Также он считает возможным возложить эту обязанность на руководство самих учреждений.
Таким образом, по мнению депутата, можно будет предотвратить конфликты между гражданами, имеющими разные взгляды и вкусы. Религиозный человек или противник нетрадиционных отношений будет заранее предупрежден, и ему будет некого винить в том, что он выбрал такой спектакль.
Поводом для написания обращения стал разгоревшийся в феврале 2015 года скандал вокруг постановки «Тангейзер» в Новосибирском оперном театре. Режиссер Тимофей Кулябин перенес действие оперы Рихарда Вагнера в современность. Главный герой предстает в образе режиссера, снявшего фильм о неизвестной, греховной жизни Иисуса Христа. В феврале прокуратура Новосибирска возбудила дело в отношении режиссера по статье КоАП РФ «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение». Поводом стало обращение главы Новосибирской митрополии Тихона.
Анохин также напомнил о других подобных случаях. В феврале 2015 года священник Свято-Михайловского собора Ижевской епархии РПЦ Владимир Андрианов посетил спектакль «Метель» в Русском драматическом театре Ижевска. Его оскорбил «созданный уродливый образ священника, пьяницы и вымогателя». Также его возмутило «употребление во время постановки символов православия — креста и архиерейского облачения, причем наперсный крест имел гипертрофированный и уродливый вид». В 2013 году в Московском художественном театре имени Чехова был сорван спектакль «Идеальный муж. Комедия» режиссера Константина Богомолова. Во время эпизода, когда священник нетрадиционной ориентации молится перед обнаженной распятой женщиной, двое молодых людей и девушка выскочили на сцену.
В пресс-службе Министерства культуры РФ сообщили, что обращение депутата будет рассмотрено в установленном порядке, как только оно будет получено и зарегистрировано.
Художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров считает, что на билетах достаточно упоминать имя режиссера постановки.
— Это нужно делать в том случае, если трактовка режиссера сильно отличается от классического произведения. Также нужно указать, что спектакль поставлен по мотивам определенного произведения, то есть у постановщика есть свой авторский взгляд на историю, — отметил Захаров. — Наличие дополнительной информации, например, на афишах не сможет полностью исключить возможности конфликтов, несогласия граждан c той или иной трактовкой классических произведений. Претензии активисты иногда высказывали коллективам и МХАТа, и Театра Льва Додина.
Историк балета, профессор Российского государственного гуманитарного университета Вадим Гаевский оценивает инициативу депутата Северной столицы отрицательно.
— Даже в «Руслане и Людмиле» Александра Пушкина при желании можно найти много неприличных сцен, — сказал Гаевский.
Однако председатель комитета по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы Евгений Герасимов считает, что подробно информировать граждан о спектакле нужно — и прежде всего на афишах.
— Люди должны еще до покупки билета знать о том, будут ли в постановке нестандартные трактовки религиозных историй, откровенные сцены. Информации о возрастных рекомендациях в этом случае недостаточно. Человек должен знать, за что он платит деньги, какой спектакль пойдет смотреть, — говорит Герасимов. — Касаться нововведение должно не только театральных постановок, но и кино. Нужно, чтобы руководители учреждений культуры максимально информировали граждан.
Председатель Синодального отдела РПЦ по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин предложение депутата также поддержал, но он отметил, что спектакли, которые оскорбляют чувства верующих, нужно вовсе запрещать.
— Информация должна быть указана на афишах, если мы говорим о постановках по роману «Мастер и Маргарита», фильме «Ной». Там авторская трактовка уважительна по отношению к религии, хоть и расходится с оригинальными текстами Евангелия, Ветхого Завета, — сказал Чаплин. — Если же спектакль оскверняет религиозные символы, как, например, новосибирская постановка «Тангейзера», то таких спектаклей не должно вовсе быть, они противозаконны.
Владелец агентства по увеличению продаж Agny Артем Овечкин полагает, что дополнительная информация на билетах будет способствовать привлечению зрителей.
— Нужно понять, какие цели преследует данная инициатива, — сказал он. — Если нужно, чтобы пенсионеры не посещали перформансы с сексуальными сценами, то определенно это получится — они будут предупреждены. Однако молодежь новые афиши, наоборот, заинтересуют, и спрос может увеличиться.
Напомним, что Научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачева проводит экспертизу театральных постановок Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова, чтобы выяснить, искажены ли классические тексты, положенные в основу спектаклей. Экспертиза затронет три постановки — «Мертвые души» Серебренникова в «Гоголь-центре», «Карамазовых» Богомолова в МХТ имени Чехова и его же «Бориса Годунова» в театре «Ленком». Инициатором экспертизы выступил Независимый профсоюз актеров театра и кино. Профсоюз обеспокоен ситуацией, сложившейся в российском театральном мире, «где режиссеры-постановщики системно используют в своих театральных интерпретациях имена и произведения великих русских писателей». Если спектакль содержит авторские интерпретации, профсоюз хочет обязать режиссеров по-новому формулировать авторство — например, спектакль «Гоголь-центра» должен называться не «Н.В. Гоголь: «Мертвые души», а «Н.В. Гоголь — К.С. Серебренников: «Мертвые души». Анна Змановская, Роксана Аветисян (Известия)
Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article129731.htm |