Сотовые операторы могут купить частоты по цене, которую экспертно установят самиДата публикации: 20.03.2015 Раздел: Новости Минкомсвязи впервые разыграет их на аукционе. Минкомсвязи и Минэкономразвития предварительно обсудили механизм определения цены на частоты 2570–2620 МГц для мобильной связи четвертого поколения (4G LTE), рассказал «Ведомостям» человек, хорошо знакомый с чиновниками обоих ведомств, и подтвердил сотрудник Минэкономразвития. Эти частоты будут выставлены на первый российский аукцион, который согласно решению Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) нужно провести до IV квартала 2015 г. Они разделены на 82 лота – один федеральный (полоса шириной 20 МГц) и 81 региональный – и охватывают все субъекты Федерации, кроме Москвы, Московской области, Крыма и Севастополя.
Методику расчета начальной цены этих лотов поручено подготовить Минкомсвязи. Цены будут «разумные», уверяет первый собеседник «Ведомостей»: министерство опасается, что, если частоты покажутся операторам слишком дорогими, они могут вовсе отказаться от участия в торгах с учетом кризиса.
Минэкономразвития действительно взаимодействует с Минкомсвязи по поводу предстоящих аукционов, говорят представитель Минэкономразвития Елена Лашкина и уполномоченный представитель этого ведомства в ГКРЧ Олег Мусиенко. Но утверждение методики может занять время, а первые аукционы нужно объявлять уже скоро, поэтому для них стоимость лотов будет подсчитана отдельно – на основе экспертной оценки, добавляют они.
Среди этих экспертов могут оказаться представители операторов и отраслевых ассоциаций, говорят сотрудник федерального ведомства и человек, знакомый с чиновниками Минкомсвязи.
До сих пор частоты распределялись исключительно на конкурсах, участники которых соревновались друг с другом по таким показателям, как опыт и инвестиционные обязательства. Идея продавать частоты на аукционах была высказана еще в 2010 г. – об этом заявил занимавший тогда пост министра связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев (в то время речь шла о первом наборе частот для 4G LTE). Когда частоты распределяются на обычных конкурсах, то «еще до их проведения, как правило, появляются обиженные с большим опытом ведения различных судебных тяжб», а на аукционе все однозначно – кто предложил больше денег, тот и победил, аргументировал Щеголев. Но первые LTE-частоты были все же разыграны на конкурсе и достались четырем крупнейшим операторам – МТС, «Вымпелкому», «Мегафону» и «Ростелекому».
О необходимости распределять частоты на денежных аукционах говорил и нынешний министр связи Николай Никифоров с тех пор, как занял этот пост в 2012 г. Организацию торгов частотами он называл одной из главных задач министерства на ближайшие годы. Тем не менее решение о проведении первого аукциона ГКРЧ приняла лишь в феврале 2015 г., когда в России уже вовсю бушевал кризис и операторы были погружены в мысли о том, как бы сэкономить.
Представители МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» не говорят, предлагали ли чиновники их представителям поучаствовать в экспертной группе, определяющей стартовые цены аукциона. В «Ростелеком» с таким предложением никто не обращался, говорит его представитель. Стартовая цена не имеет значения, считает он, главное, чтобы частоты были никем не заняты, находились в экономически привлекательных регионах и чтобы победитель не был вынужден нести непредсказуемые затраты, связанные с расчисткой и конверсией спектра.
Собеседники «Ведомостей» в нескольких компаниях связи говорят, что оценивать частоты их сотрудников пока никто не приглашал. Но чиновникам неизбежно «придется учитывать конъюнктуру, если они хотят провести аукционы в этом году», уверен сотрудник крупного оператора. Консультации с операторами могут быть и неформальными, напоминает он. «Мы ждем, что наше мнение спросят», – говорит менеджер другого оператора.
Кризис поставил Минкомсвязи в сложную ситуацию, констатирует президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский: с одной стороны, министерству необходимо наполнить бюджет поступлениями от продажи частот, с другой – в условиях кризиса операторы режут затраты даже на поддержание действующих сетей. Представитель Минкомсвязи заверил «Ведомости», что цена на лоты будет «справедливой» и «разумной», не может быть и речи ни о каких скидках или снижении цен на лоты в интересах конкретных операторов.
Минэкономразвития проследит, чтобы оценка частот была не слишком низкой, обещает Мусиенко. Совокупная стоимость всех региональных лотов не может быть ниже 2,5–3 млрд руб., примерно на том же уровне Минэкономразвития оценивает и федеральный лот, говорит он. А вот в малоприбыльных регионах лоты могут стоить недорого – здесь оператор-победитель фактически берет на себя социальную функцию. Елизавета Серьгина, Павел Кантышев (Ведомости)
Advertology.RuСсылка на статью: http://www.advertology.ru/article129594.htm |