Госдума хочет защитить граждан от недобросовестной рекламы финансовых услугДата публикации: 13.03.2015 Раздел: Новости Штрафы за такую рекламу могут составить до 1 млн рублей. Законопроект об ужесточении штрафов за нарушение требований к рекламе финансовых услуг внес зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов, который также занимает пост зампреда Центральной ревизионной комиссии Общероссийского народного фронта (ОНФ). На эту инициативу уже подготовлено положительное заключение профильного комитета по конституционному законодательству, которое будет одобрено на его ближайшем заседании 16 марта, рассказали «Ведомостям» несколько думских собеседников.
Климов предлагает дополнить статью 14.3 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) новой нормой: за нарушение требований к рекламе финансовых услуг граждан будут штрафовать на сумму от 5000 до 10 000 руб., должностных лиц – от 20 000 до 50 000 руб., юридических лиц – от 300 000 до 1 млн руб. Вопрос о нарушениях при размещении рекламы финансовых услуг и проведении маркетинговых акций пока не урегулирован, говорится в пояснительной записке. Закон «О потребительском кредите (займе)», принятый в 2014 г., обязал кредитные организации раскрывать заемщикам всю значимую информацию в местах оказания услуг и в кредитных договорах, но не в рекламе. Как подчеркивает автор проекта, до четверти всех нарушений, выявляемых Федеральной антимонопольной службой, – нарушения законодательства при рекламе финансовых услуг. «В настоящее время штрафы за данные нарушения, налагаемые судом, незначительны (около 113 000 руб. в среднем) и не являются веской причиной для соблюдения установленных требований», – сообщается в законопроекте. С ведомствами концептуально найдено взаимопонимание по законопроекту, к нему есть ряд технических замечаний, но доработки возможны ко второму чтению, рассказал Климов «Ведомостям».
Законопроект рассматривался профильным комитетом два раза, но решение откладывалось. Зампред комитета Дмитрий Вяткин («Единая Россия») считал, что нужно полностью переписывать текст и легче написать новый законопроект и внести его. На последнем заседании комитета в феврале присутствовали зампред Центробанка Александр Торшин и представитель Федеральной антимонопольной службы: оба ведомства поддержали законопроект концептуально, его скорейшего принятия также потребовали депутаты комитета от оппозиции. Сергей Иванов (ЛДПР) тогда подчеркнул, что в связи с большим количеством валютных заемщиков, страдающих в текущей экономической ситуации, люди нуждаются в его принятии. Этот законопроект можно назвать многострадальным и при этом он очень «сырой», говорит думский собеседник, знакомый с ситуацией. «Штрафы вылезают за пределы предусмотренного в КоАПе максимального размера для граждан – и вообще непонятно, зачем штрафовать граждан, если рекламируют услуги юрлица». В КоАПе есть понятие ненадлежащей рекламы услуг, но отдельного понятия недобросовестной рекламы финансовых услуг нет, отмечает собеседник.
Добросовестные игроки на банковском рынке и сейчас выполняют эти условия, поэтому их новая статья вряд ли коснется, говорит вице-президент Пробизнесбанка Сергей Летунов. Недобросовестным банкам придется улучшить качество рекламы и внимательнее относиться к ее содержанию, но размещать они ее из-за увеличения штрафов не перестанут, уверен он. Возможны два пути: первый – «европейский», когда банки будут уходить в имиджевую рекламу, а не рекламу отдельных продуктов, говорит партнер Tertychny Law Иван Тертычный. «Второй вариант – рекламировать наиболее простые банковские продукты, не имеющие большого количества дополнительных условий, которые необходимо описывать», – говорит эксперт. С одной стороны, защита прав потребителей, как и финансовая грамотность, – столпы благополучия всего финансового сектора, на которых держится доверие к банкам, объясняет руководитель департамента Национального агентства финансовых исследований Ирина Лобанова. С другой стороны, рекламный видеоролик длится 10–15 секунд и в него невозможно уместить всю необходимую информацию и тонкости договора с банком: по действующему законодательству информацию обязаны предъявлять при оформлении договора, продолжает эксперт. У Центробанка и так есть нормативы: каким шрифтом должна быть указана реальная ставка, запрет на открытое введение заемщика в заблуждение уже существует, отмечает Лобанова. «Есть риск начать бороться не с тем, с чем нужно: необходимо контролировать банки в момент их взаимодействия с потребителем, потребитель должен уметь читать договор. Центробанк и Роспотребнадзор работают с заемщиками, но и за банками необходимо следить – например, проводить контрольные закупки», – считает она. Надо обеспечивать прозрачность во время сделок, а не только наказывать за ложную рекламу, подчеркивает Лобанова. Мари Месропян, Ольга Чуракова (Ведомости)
Advertology.RuСсылка на статью: http://www.advertology.ru/article129432.htm |