Сокращение мигрантов ударило по переводам

Дата публикации: 05.02.2015
Раздел: Новости

Системы денежных переводов в попытках повысить рентабельность бизнеса начали повышать свои тарифы вслед за международными. «Юнистрим» в ожидании оттока части клиентов из-за ужесточения миграционной политики ввела единую комиссию на переводы почти во все страны СНГ, увеличив ее на 13%. Аналогичные шаги готовы предпринять и некоторые другие участники рынка, впрочем, массовым этот тренд может стать лишь к концу года, а повышение тарифов в среднем составит порядка 30%, прогнозируют эксперты.

Как стало известно “Ъ”, вторая по объему переводов в России и СНГ система «Юнистрим» в декабре повысила тарифы в своих собственных отделениях по ряду направлений. Согласно информации на сайте, тарифы на переводы в ее сети теперь едины и составляют 1,7% по всем странам СНГ кроме Киргизии. «В среднем повышение составило 0,2 процентных пункта (п. п.)»,— уточнил предправления «Юнистрим» Кирилл Пальчун. По его словам, повышение связано с намерением системы увеличить рентабельность собственных отделений и доходы банков-участников и партнеров системы. Из-за последних изменений в миграционном законодательстве для трудовых мигрантов в несколько раз возросла стоимость патента, что может негативно в краткосрочной перспективе сказаться на рынке денежных переводов, поясняет он. Опасения представителей систем переводов небезосновательны. После ужесточения законодательства российские компании потеряли до половины сотрудников-мигрантов, а, по данным ФМС, в январе в Россию въехало на 70% меньше мигрантов, чем год назад.

С сокращением объема переводов мигрантами системы столкнулись еще в ноябре, когда многие придержали отправку средств, традиционно совершаемых в валюте из-за роста курса доллара (см. ”Ъ” от 12 декабря). Ситуацию немного выровнял декабрь, когда граждане из Казахстана и Белоруссии, пользуясь ослаблением рубля, тратили здесь валюту на приобретение бытовой техники, недвижимости и автомобилей, для чего переводили деньги через системы. «В январе по сравнению с январем 2014 года объем переводов вырос на 10%, но обеспечен рост был в основном переводами из стран СНГ в Россию, причем по большей части из-за валютного курса, а также направлением СНГ—СНГ, переводы же из России упали на 9%»,— констатирует директор системы «Золотая корона» Иван Ситнов. В «Юнистрим» объем переводов в январе текущего года к январю прошлого года вырос на 40%, однако он обеспечен в основном ростом курса доллара, поясняют там.

На повышение тарифов на переводы в страны СНГ, на которые приходится основной объем (87,9% от общего объема переводов из России, или $17,4 млрд, за 11 месяцев 2014 года), системы всегда идут неохотно. Первой в прошлом году поднять тарифы решилась Western Union (WU). У нее повышение составило 0,3–0,5 п. п. по небольшим переводам в страны СНГ с отложенной выдачей. Собеседники “Ъ” характеризовали эту меру как вынужденную и связывали с тем, что по новому законодательству уже в апреле ей предстоит разместить страховой депозит в ЦБ в размере 25% от своего двухдневного оборота, а в течение года довести его до 100%. В WU подтвердили намерение разместить депозит. Тогда действия WU поддержали только в «Юнистрим», где уже на тот момент предприняли попытку повысить тарифы по отдельным направлениям, но не планировали распространять эту практику повсеместно.

В текущей ситуации участники рынка настроены уже менее радикально. Так, по словам руководителя системы Blizko Андрея Лайкова, все системы уже начали постепенное повышение, не исключают этих действий и в Blizko. «По нашим оценкам, если в мире справедливая стоимость переводов составляет 2,5–2,9%, то в России и СНГ — около 2%, и рано или поздно рынок придет к этой цифре»,— считает он. Это приведет и к росту тарифов не менее чем на 25–30% по рынку, тогда как в 2014 году они подорожали в среднем на 10%, уточняет господин Лайков. Лидер рынка «Золотая корона» сообщила, что будет следить за рыночной ситуацией и анализировать действия конкурентов. «Этот процесс небыстрый, о повышении тарифов системы задумались еще во второй половине прошлого года, при этом повышение нужно согласовать как с партнерами, так и с регулятором, поэтому тарифы будут расти на протяжении всего 2015 года или ближе к концу года»,— отмечает собеседник “Ъ” в одной из крупных систем.

Ольга Шестопал (Коммерсантъ)

Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article128650.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100