Улетай, подешевело!Дата публикации: 04.02.2015 Раздел: Новости Замедление роста авиаперевозок вынуждает авиакомпании развернуть борьбу за пассажира, выливающуюся в ценовые войны. Распродажи билетов в низкий зимний сезон объявляются чаще и начинаются раньше, компании замораживают тарифы. Эксперты и участники рынка полагают, что билетные войны приведут к дальнейшему падению рентабельности авиакомпаний и есть риск, что их смогут пережить только те, кто найдет внешнюю финансовую поддержку. Вчера «Аэрофлот» и «Сибирь» (S7) объявили о зимней распродаже авиабилетов. Но если в 2014 году авиакомпании начали такую акцию в марте, распространив ее и на международные рейсы, в этом году распродажа стартовала на месяц раньше и только на внутренние рейсы. В рамках акции компании вдвое снизили цены на билеты экономкласса, весной 2014 года скидки не превышали 40%. В «Сибири» “Ъ” пояснили, что такие акции обычно проводятся дважды в год в низкий сезон с целью привлечения дополнительных пассажиров, но не стали раскрывать количество мест, на которые снизят цены. Источник “Ъ” в «Аэрофлоте» отметил, что распродажи «действительно участились для стимуляции спроса в кризис». С октября компания провела пять распродаж, включая нынешнюю.
Темпы роста пассажирских авиаперевозок в России постепенно снижались к концу года, причем наиболее сильно упал международный сегмент. Официальных данных по итогам года еще нет. По данным источников “Ъ”, пассажиропоток увеличился примерно на 10%, до 93 млн человек, но рост более прибыльных международных перевозок не превысил 3%, тогда как на внутренних рейсах составил около 18%.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает, что у участившихся распродаж две цели: маркетинговая и стратегическая: «С одной стороны, компании стремятся на стагнирующем рынке увеличить пассажиропоток в преддверии неприбыльного февраля, с другой — выставляя низкий тариф, можно сильно ударить по конкурентам». Собеседник “Ъ” в совете директоров «Аэрофлота» замечает, что если с рынка уйдут две крупные авиакомпании, то перевозчик «должен быть готов забрать освободившийся пассажиропоток». Речь в данном случае может идти о «Трансаэро» и «ЮТэйр», столкнувшихся в последние месяцы с серьезными проблемами. Компании обращались за помощью в правительство в связи с высокой долговой нагрузкой (в частности, из-за падения рубля перевозчикам стало сложнее обслуживать валютные лизинговые платежи).
Впрочем, и проблемные авиакомпании пытаются вести борьбу за долю на рынке. «Трансаэро», получившая в конце декабря госгарантии по кредитам на 9 млрд руб., в январе сообщала о восстановлении части рейсов в зимнем расписании «с учетом стабилизирующегося спроса». Также компания объявила о заморозке тарифов на рейсы по России в 2015 году (на тех маршрутах, где она единственный перевозчик, она обещала снизить тарифы на 5–7%) и отказалась взимать топливный сбор с билетов на международные рейсы, приобретаемые на своем сайте или в собственных офисах. «ЮТэйр» еще в ноябре объявила о резком снижении цен на билеты (от 990 руб., не включая аэропортовые и агентские сборы) на ряде направлений, где начал работу дочерний лоукостер «Аэрофлота» «Победа».
Интерес к внутренним направлениям можно объяснить падением рынка международных чартерных перевозок после банкротства ряда туроператоров, считают источники “Ъ” в туристической отрасли. Но «постоянное занижение тарифов снизит рентабельность авиакомпании, а при сохранении роста расходов уменьшится доходная часть», пояснил “Ъ” один из собеседников в отрасли. По его словам, сейчас авиаперевозчики не могут себе позволить удерживать низкие тарифы, в зависимости от структуры маршрутной сети и флота затраты компаний в среднем выросли на 25–30% к аналогичному периоду 2014 года. Собеседник “Ъ” в авиаотрасли добавляет, что достигнуть уровня безубыточности «получится, лишь подняв тарифы минимум на 20%». Но сейчас ситуация обратная: по его оценке, летом средний тариф авиакомпаний на внутренних направлениях составлял около 6,3 тыс. руб., сейчас он упал примерно на 1 тыс. руб.
По мнению Ирины Ступаченко из ИК «Открытие Капитал», в ценовых войнах выживут сильнейшие и крупнейшие. «Для резкого снижения цен на авиабилеты необходимо иметь определенную “подушку ликвидности” или финансовые источники, например возможность привлечения кредитов»,— полагает она. При поддержке игроки смогут какое-то время терпеть финансовые трудности ради увеличения доли рынка в надежде, что платежеспособный спрос восстановится. Но это, добавляет аналитик, отрицательно скажется на их маржинальности и финансовых результатах в краткосрочной перспективе. Елизавета Кузнецова (Коммерсантъ)
Advertology.RuСсылка на статью: http://www.advertology.ru/article128613.htm |