По данным Яндекс.Метрики на лето 2014, каждый четвертый пользователь интернета в России хотя бы раз в месяц заходит на сайты отечественных СМИ. Однако активных потребителей контента среди читателей новостей немного. Только 4% российских пользователей (15% от всех читателей новостей) просматривают на новостных сайтах по 30 и больше страниц в месяц.
Почти половина читателей новостей в течение месяца пользуются только одним источником, ещё четверть читают новости на двух-трех сайтах.
На основе данных о том, какие сайты посещают активные читатели новостей, составлена карта российских интернет-СМИ. Она показывает интерес аудитории к разным изданиям. Размер издания на карте пропорционален числу публикаций этого СМИ в июне-августе 2014 года, по данным Яндекс.Новостей. Чем ближе издания друг к другу на карте, тем больше у них общих читателей (по данным Яндекс.Метрики).
Цветом на карте обозначены группы изданий с похожей аудиторией. СМИ, попавшие в одну группу, читают одни и те же люди. Аудитории СМИ из разных групп пересекаются меньше, чем аудитории СМИ из одной группы.
В ходе анализа аудитории СМИ было выделено около 70 групп изданий. Примерно 50 из них — это группы изданий из разных регионов. Например, уральские СМИ — очевидно, что у них в большой степени общая аудитория. В остальные группы попали различные центральные или специализированные издания.
Несколько групп центральных и специализированных изданий рассмотрены подробно.
Группа A: сайты крупных информагентств и телеканалов, например, РИА Новости, ИТАР-ТАСС, НТВ, ТВ-Центр, а также множество преимущественно новостных интернет-изданий, среди которых Lifenews.ru, KM.ru, Infox.ru, Ридус.ру и другие.
Группа В: городские и развлекательные издания вроде The Village, Афиши и AdMe.ru.
Группа C: в основном спортивные СМИ, например, Чемпионат, Sportbox.RU, Sports.ru. В эту же группу попали СМИ, которые пишут о компьютерных играх, — Игромания.ру и Kanobu.ru, а также издания, посвященные кино, — Filmz.ru и Фильм Про.
Группа D: только СМИ, которые пишут о религии, в том числе Православие и мир, журнал «Фома» и т.д.
Группа E: в основном интернет-СМИ: Газета.Ru, Slon.ru, NEWSru.com, Snob.ru. Также в нее попали несколько изданий другого типа: Эхо Москвы, Новая газета, Телеканал Дождь и другие.
Группа F: преимущественно издания, пишущие о недвижимости.
Группа G: сайты и журналы о налогах и бухучете.
Группа H: Первый канал, множество женских изданий — например, Woman.ru, Женское мнение, 7я.ру, и набор разнообразных специализированных СМИ.
Группа I: деловые СМИ — Ведомости, Коммерсантъ, РБК и т.д., а также ряд специальных изданий, например, Право.ру, РИА Новости - Недвижимость, Zoom.cnews.ru, Турпром.
Группа J: популярные ежедневные газеты — Комсомольская правда, Московский комсомолец, Аргументы и факты и другие.
Группа K: автомобильные издания.
Аудитория СМИ из этих групп заметно различается — и по составу, и по активности чтения новостей. Например, среди постоянных посетителей автомобильных и спортивных изданий 80% мужчин, а среди тех, кто читает издания о налогах и бухучёте, мужчин только четверть. Почти 30% читателей спортивных изданий младше 25 лет, а в группе читателей популярных ежедневных газет половине пользователей 45 лет и больше4.
В группе изданий, пишущих о недвижимости, 15% трафика приходится на переходы по рекламе. Для сравнения, в группе деловых СМИ или популярных газет доля рекламного трафика — около 1%. Для городских изданий вроде The Village и Афиша заметным источником читателей стали соцсети: 17% всех просмотров страниц у изданий этой группы начинались с перехода из соцсетей, причём в 59% случаев — из Фейсбука.