Рынок кафе и ресторанов в Москве сократится на 15% до конца года

Дата публикации: 15.10.2014
Раздел: Новости

Основные причины — снижение покупательной способности, падение рубля и санкции.

Московский рынок общепита в конце 2014 года окажется на 15% меньше, чем в начале. Такой прогноз озвучил «Известиями» руководитель столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. По его словам, главные причины — снижение покупательной способности населения, падение рубля и влияние санкций на меню заведений общепита. Федерация рестораторов и отельеров, а также эксперты утверждают, что сети прекратили открывать новые точки, и начали ревизию старых. 

Как рассказал Алексей Немерюк, к концу года рынок ресторанов и кафе сократится на 10–15%.

— Во-первых, идет снижение уровня потребления, — пояснил он. — Это может быть не очень незаметно обычному гражданину, но это так.

Вторая причина — падение рубля.

— Собственники помещений, не желая терять объем выручки, привязывают договорные цены к валюте, а так как рост значительный, то, конечно, это не может не отразиться на стоимости аренды. Цены на меню рестораторы поднимать не могут, потому что и так посетителей приходит меньше.

Еще одна причина, по словам Алексея Немерюка, заключается в том, что «санкции привели к определенным изменениям в меню, в блюдах» и предпочтения москвичей относительно ресторанов стали меняться.

Как отметил чиновник, кризисные явления наблюдаются не только на рынке общепита, но и в торговле в целом.

— Как будет развиваться ситуация в следующем году, сейчас сложно сказать, давайте сначала доживем до конца этого, — добавил он.

Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров считает, что снижение на 10% — оптимистический прогноз и, скорее всего, падение будет сильнее.

— Сложно сейчас говорить, что конкретно влияет на ситуацию, — сказал он. — Снизилась покупательская способность населения, меньше стали люди ходить в рестораны. Многие владельцы недвижимости повышают аренду. Рядом с рестораном нельзя поставить автомобиль — парковка платная, внутри ресторанов нельзя курить. Это всё очень здорово влияет. Сказывается повышение стоимости продуктов. Если вы увеличили цену в своем меню, ждите уменьшения посетителей, которые готовы платить.

По мнению Игоря Бухарова, посетители еще вернутся в рестораны, чтобы отпраздновать Новый год, но всплеск будет не таким значительным, как год назад.

Гендиректор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица также считает, что в целом за год рынок общепита сократится на 15%.

— Откуда берется эта оценка? Нас довольно часто приглашают на консультации рестораны, у которых образовались некие проблемы в бизнесе, — рассказала она. — И чаще всего, когда в целом в мире все хорошо, нас зовут проконсультировать, насколько помещение подходит для открытия ресторана. А сейчас нас зовут не на открытие, а на закрытие, чтобы мы посмотрели на заведение и сказали, можно ли еще с ним что-то сделать. Владельцы наивно думают, что, может, они не видят каких-то возможностей.

По словам Елены Перепелицы, главный фактор — «серьезный экономический кризис в России».

— Люди начинают придерживать деньги, беспокоиться о будущем, — сказала она.  — Они стали отказываться от удовольствий, на которых можно сэкономить.

Что касается таких факторов, как запрет на курение, платная парковка, ситуация с санкциями, они, по словам эксперта, также влияют на ситуацию. Но поскольку они появились практически в одно время, сказать, что из этого было «самым ужасным», невозможно.

— Такая же волна была после кризиса 2008 года, — сказала она. — Тогда закрытия начались к концу 2009 года и продолжились в 2010 году. Задержка произошла из-за особенностей рынка. Очень часто рестораны держат достаточно богатые люди, у которых есть также другой бизнес и которые могут поддерживать какое-то время свои рестораны на плаву за счет внешних источников. Так как бросать жалко, какое-то время они свои заведения держат, пока не поймут, что дальше нельзя. Сейчас ситуация будет очень похожая.

Владелец сети кофеен «Кофеин» и банкетного комплекса S.H.E.L.K. Евгений Коган рассказал, что в 2014 году закрыл несколько кофеен, которые были нерентабельными.

— Они располагались в хороших местах, и у них был нормальный оборот, но, к сожалению, цены на аренду были за гранью добра и зла, — сказал он.

К примеру, за помещение площадью 320 кв. м на Арбате приходилось платить 2 млн рублей в месяц. Закрылись также заведения на Сретенке и 2-й Брестской улице.

— В сети всегда есть более рентабельные и менее рентабельные точки, — сказал Евгений Коган. — Мы нерентабельные закрыли, и экономика стала гораздо лучше. Если раньше бизнес позволял тянуть высокие аренды, когда точка выходила в ноль или был небольшой минус, но это перекрывали результаты других точек, то сейчас никто в это играть не хочет. 

По словам менеджера пиар-отдела сети «Кофе-Хауз» Виталия Кувшинова, в этом году сеть закрыла две точки и ни одной не открыла. 

— Мы пока не закрывали, но вполне возможно, что будем нерентабельные точки закрывать, — рассказала гендиректор сети кофеен «Шоколадница» Тамара Шестерина. — Новые открываем, но не так интенсивно, как раньше.

По ее оценке, падение прибыли у сети летом составило «несколько больше чем 10%».

Сообщения о закрытии ресторанов в последнее время попадают в СМИ каждую неделю. К примеру, 7 октября закрылся мясной ресторан «Талиесин» на Валовой улице. Его владелец Аркадий Левин объяснил это слишком высокой арендной ставкой. В сентябое холдинг «Евразия» продал в Москве 15 ресторанов. Его совладелец Алексей Фурсов объяснил это ухудшением экономической ситуации.

Всего в Москве около 11 тыс. предприятий общественного питания.

Светлана Башарова, Анжелина Григорян (Известия)

Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article126378.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100