Авиализинг лишился длинных денег

Дата публикации: 22.09.2014
Раздел: Новости компаний

ВЭБ первым из крупных российских финансовых институтов официально признал риск того, что западные санкции могут помешать поставкам новых самолетов Boeing и Airbus в РФ. По данным “Ъ”, ряд авиакомпаний столкнулись даже с трудностями с поставками российского SSJ-100. Лизинговые компании потеряли доступ к дешевому долгосрочному финансированию за рубежом, а ставки российских банков значительно выше. Авиакомпании уже обратились за помощью к правительству.

Санкции могут сказаться на финансировании ВЭБом поставок самолетов Boeing и Airbus для российских авиакомпаний, сообщил глава госкорпорации Владимир Дмитриев на инвестфоруме в Сочи. По его словам, «ресурсы под поставку самолетов привлекали лизинговые компании». Но пока неясно, «будут ли готовы наши так называемые партнеры обеспечивать экспорт своей продукции», отметил господин Дмитриев, добавив, что «на этот счет дискуссии не велись». В ВЭБе “Ъ” пояснили, что сложности «гипотетически могут возникнуть с будущими контрактами» исходя из ситуации на валютных рынках, но действующие контракты выполняются. В Boeing и Airbus отказались от комментариев.

Дочерняя структура госкорпорации «ВЭБ-Лизинг» в 2012 году заключила соглашение с «Трансаэро» о финансировании покупки четырех самолетов А380 каталожной стоимостью $1,5 млрд, они должны поступить в 2015 году. Владимир Дмитриев сообщил, что «тревожных сигналов», связанных со сделкой, до него не доходило, тем более что «санкционный режим не распространяется на обязательства, которые партнеры на себя уже взяли». «ВЭБ-Лизинг» также финансирует покупку шести Boeing 777-300 ER и A321-200 для «Аэрофлота», а также участвует в сделках по поставкам российского SSJ-100 «Аэрофлоту» и «ЮТэйр».

В авиакомпаниях и «ВЭБ-Лизинге» отказались от комментариев. Но глава «ЮТэйр Пассажирские авиалинии», член правления «ЮТэйр» Олег Семенов подтвердил ИТАР-ТАСС задержку с поставками даже не западных самолетов, а SSJ-100, что, по его словам, связано с «ограничениями, введенными в отношении российских банков». Самолеты должны поступить до конца года. Он добавил, что «ЮТэйр» с августа ведет программу оптимизации затрат и намерена сократить число воздушных судов. До конца сентября перевозчик выведет из эксплуатации все CRJ-200 и может сократить «более десятка» Boeing 737.

Источник “Ъ” в авиаотрасли уверяет, что из-за санкций в отношении ВЭБа компании не могут получить финансирование по сделкам по SSJ-100 и А321. Другой источник “Ъ”, знакомый с повесткой заседания наблюдательного совета ВЭБа, намеченного на следующую неделю, сообщил, что будет обсуждаться вопрос поставки SSJ-100. Собеседник “Ъ” в одном из госбанков уточняет, что лизинг предполагает выкуп техники лизинговой компанией на себя с последующей передачей заказчику и сделки требуют ограниченного сейчас долгосрочного финансирования. Другой собеседник “Ъ” в банковских кругах говорит, что санкции уже спровоцировали рост ставок по лизинговым платежам: «Ставка европейских банков, к которым ранее был доступ, в среднем составляет 3–6%, ставки российских банков на уровне 8–10%».

Перевозчики, добавляют участники авиарынка, вынуждены искать средства в других российских банках, в том числе в Сбербанке. Глава управления международного развития ЗАО «Сбербанк Лизинг» (клиенты компании — «Трансаэро», «ЮТэйр», «Эйрбриджкарго», «Якутия», «Ангара») Павел Пискун отказался от комментариев, отметив, что комментирует только состоявшиеся сделки. Но и Сбербанк попал под санкции США и ЕС, то есть испытывает те же проблемы, что и ВЭБ. Другой источник “Ъ” не исключил, что альтернативой могут стать банки Азии, но поиск средств потребует времени.

Независимый эксперт Андрей Крамаренко не исключил, что производителям придется обратиться к государству за дополнительным субсидированием или части процентной ставки лизинга, или производства самолетов. Глава Минэкономики Алексей Улюкаев в субботу подтвердил, что авиакомпании уже это сделали, и правительство «будет думать о формах поддержки и оздоровления». Кроме помощи деньгами министр при этом упомянул «реструктуризацию бизнеса».

Елизавета Кузнецова, Елена Ковалева (Коммерсантъ)

Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article125822.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100