Рынок водки в России продолжает сокращаться Дата публикации: 19.08.2014 Раздел: Анализ рынков Дешевые бренды уходят с рынка вместе со своими потребителями. Премиум-сегмент в противовес общемутрендудемонстрирует рост как в натуральном, так и в денежном выражении. Объем рынка водки в России в 2013 году сократился на 18% в натуральном выражении по сравнению с 2012 годом и на 27% по сравнению с 2009 годом, свидетельствуют данные Nielsen, мирового эксперта в области маркетинговой информации.Падение рынка сопровождается ростом цен на водку:ее средняя цена в России за четыре года (с 2009 по 2013 год) выросла на75% с 121 рубля за литр до 212 рублей.
В масштабах страны рынок водки падал неравномерно: в Сибирском федеральном округе отмечено самое серьезное сокращение рынка за четыре года – на 43%. В Центральном федеральном округе рынок просел на 15%, в Северо-Западном – на 10%.
Рынок концентрируется
Основное снижение продаж ощутил на себе сегмент дешевой водки, наиболее пострадавший от антиалкогольных мер:продажи в этом сегменте только за прошлый год упали более чем на 40% в натуральном выражении.Впрочем, сегмент недорогой водки (менее 300 рублей за пол-литра) остается самым большим и составляет 90% рынка в натуральном выражении.
«Потребители по-разному реагируют на резкое повышение цен на водку. Часть потребителей временно отказывается или сокращает потребление до тех пор, пока не адаптируется к цене.Другая часть переключается на более дешевый нелегально произведенный или нелегально продаваемый продукт, тем самым увеличивая теневую часть рынка водки в России. Кроме этого, часть потребителей переключается на другие спиртные напитки как заводского производства, так и домашнего приготовления», ‒ рассказывает Марина Лапенкова, руководитель алкогольной и табачной группы NielsenРоссия.
Введенные в действие за последние четыре года административные меры, регулирующие алкогольный рынок в России, сказались на структуре рынка и ассортименте продукции: если в 2010 году 80% рынка водки приходилось на 230 брендов, то в 2013 те же 80% рынка делили между собой уже 140 брендов.Значительно сократился и ассортимент водки в магазинах – в среднем в 2014 году ассортимент был ниже на 25% по сравнению с 2010годом.
От сокращения рынка в большей степени пострадала традиционная розница: так, продажи в традиционныхпродуктовых магазинах в 2013 годуупали на 40% по сравнению с 2009 годом, гораздо менее ощутимое падение произошло в каналах современной торговли ‒ на 7%.
Премиум и малые упаковки в плюсе
Сокращение объема рынка водкизатронуло не все сегменты рынка. Рост как в натуральном, так и денежном выражении стабильнопоказывает премиальный сегмент, цены в котором с 2009 по 2013 года выросли в пределах 15-20%.
«По мере быстрого роста цены на дешевую водку сокращается разрыв в стоимости между дешевой и премиальной водкой, а значит, потребителю с психологической и финансовой точки зрения становится легче переключиться на премиум-сегмент, ‒ объясняет М.Лапенкова. ‒ Логичным представляется стратегия производителей, которые выводят на рынок новинки именно в премиум-сегменте: в условиях усиливающегося акцизного бремени переход в более маржинальный премиальный сегмент вполне оправдан».
Стремительный рост цен сказался на продажах водки в больших упаковках – за четыре года доля водки, продающейся в упаковке 1литр, сократилась вдвое.Одновременно большую популярность приобрели упаковки малых размеров – когда у покупателя не хватает денег на стандартную бутылку 0,5литров один из возможных выходов – приобрести продукт в меньшей емкости за меньшие деньги.В 2013 году начался быстрый рост доли бутылок объемом 0,25литров – всего за год доля сегмента увеличилась с 10 до 14% в натуральном выражении, обогнав по популярности занимавшую до этого второе место упаковку объемом 0,7-0,75л. Advertology.Ru
Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article125162.htm |