Госдуме нужны доказательства честности sms-рассылки

Дата публикации: 02.07.2014
Раздел: Новости

Госдума во втором чтении приняла поправки в закон «О связи», призванные побороть sms-спам. 

Операторы должны будут доказывать согласие абонента на отправку ему sms-сообщений, а также бесплатно для абонента отписывать его от рассылки — такие нормы были приняты Госдумой во втором чтении поправок к закону «О связи».

Однако конкретную форму согласия абонента — письменную, электронную или устную — поправки не определяют. Если будет требоваться письменное согласие, тогда потери рынка sms-рассылок составят от 60 до 80% клиентов, считает директор по развитию агрегатора sms-рассылок Stream Telecom Александр Сильченко. Среднему и малому бизнесу будет невыгодно хранить и обрабатывать такие объемы данных в письменном виде, добавляет он. Но это маловероятно, так как мировой тренд движется в сторону электронного согласия, заключает Сильченко. Член Совета Федерации Руслан Гаттаров, который внес законопроект на рассмотрение, сообщил, что письменное согласие абонента понадобится в случае, если рассылка будет содержать персональные данные абонента, за чем должен следить Роскомнадзор. В ином случае заказчику рассылки — будь то оператор или внешняя компания — нужно будет просто доказать согласие абонента. Помимо письменного, будет достаточно и галочки в электронном виде, рассказал Гаттаров. Также предыдущая версия законопроекта определяла рассылку как массовую отправку сообщений, однако критерий массовости новые поправки исключили. По словам Гаттарова, раскрыть этот термин в законодательстве РФ сложно, а его неопределенность лишила бы регулирование единого подхода.

По данным опроса, проведенного компанией ESET, от мобильного спама страдают 76% пользователей, говорится в пояснительной записке к проекту закона. Несанкционированные sms-рассылки регулярно получают 65% опрошенных, около 2% получают рекламные звонки, а 9% страдают и от того, и от другого. Средний объем рассылок зависит от отрасли: у банков — около 200 000 sms в месяц, у ритейла — больше 100 000 sms, а у отрасли развлечений (кинотеатры, клубы и т. д.) — до 50 000, сообщает Сильченко из Stream Telecom. За одно сообщение компания просит 0,4 руб., а общий объем рынка он оценил в несколько миллиардов рублей.

Опрошенные «Ведомостями» крупнейшие операторы связи приветствуют инициативу Госдумы и сообщают, что уже двигаются в этом направлении самостоятельно. По сравнению с ноябрем 2013 г. количество нежелательных сообщений уменьшилось в 12 раз, рассказала представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Объем спама, поступающего в сеть МТС, упал в пять раз, а количество жалоб абонентов снизилось более чем вчетверо, сообщил представитель МТС Дмитрий Солодовников. Пресс-секретарь «Мегафона» Олеся Яременко приводит абсолютные цифры — по ее словам, в 2013 г. было заблокировано 1 млрд спам-сообщений с коротких цифровых и буквенно-символьных номеров, при этом количество жалоб клиентов на спам уменьшилось в три раза.

В том или ином виде согласие абонента испрашивают все три оператора. «Мегафон» планирует получать разрешение для всех рассылок, кроме сообщений, которые операторы обязаны направлять по законодательству, например о переносе абонентских номеров и чрезвычайных ситуациях, но как это разрешение будет оформлено, в компании не пояснили. Солодовников из МТС сказал, что согласие абонента на получение рассылок непосредственно от оператора уже предусмотрено в типовых договорах на оказание услуг подвижной связи, заключаемых между МТС и абонентами, с 2006 г., с момента вступления в силу закона «О рекламе», и новые поправки к закону «О связи» дополнительных действий не потребуют. «Вымпелком» также требует от своих партнеров разрешения абонента на доставку сообщений, а реклама от самого «Билайна» обеспечена согласием абонента, прописанным в типовом договоре.

Поправку о бесплатной отписке абонента от спама операторы прокомментировать затруднились. Услуги защиты от спама предоставляются бесплатно, сообщили представители трех операторов. У МТС есть платная услуга «черного списка», которая позволяет блокировать не только спам, но и звонки и сообщения с конкретных номеров, рассказал Солодовников. «Мегафон» предлагает пользователям самостоятельно информировать оператора о спаме через сервис короткого номера, подобное решение предлагает и «Билайн».

Третье чтение законопроекта запланировано на 2 июля 2014 г.

Ведомости
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article123804.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100