С 1 июня антитабачный закон начнет работать в полной мере. С этого момента сигареты можно будет купить только по прейскуранту и только в объектах с торговым залом — павильонах и магазинах. Теперь курение будет запрещено в поездах дальнего следования, на перронах пригородных железнодорожных станций и в гостиницах, но главное — в местах общественного питания.
Теперь в кафе и ресторанах не будет курящих зон, нельзя делать и специальные помещения для курения, рестораторы обязаны убрать пепельницы и повесить предупреждающий знак о запрете на курение. В случае нарушения штраф будет платить не только курильщик, но и владелец заведения: для индивидуальных предпринимателей штраф составит 30 000-40 000 руб., а для юрлица — 60 000-90 000 руб.
«Левада-центр» в апреле 2014 г. провел исследование в 48 городах: в нем приняли участие 124 руководителя ресторанов, количество посетителей в которых в среднем составляет от 100 до 7000 человек в неделю. По данным исследования, 82% опрошенных рестораторов ожидают, что заведения ждет мощный отток клиентов после 1 июня. По их мнению, новые запретные нормы являются непосредственной дискриминацией курильщиков. 17% респондентов уверены, что баланс не изменится. Лишь 1% считает, что закон о запрете на курение в общественных местах привлечет новых клиентов.
69% опрошенных уверены, что курение нужно разрешить в специально отведенных для этого местах, 26% респондентов настаивают на возвращении курения без каких-либо ограничений. Полный запрет на курение в ресторанах поддержали только 5% опрошенных рестораторов.
В сентябре прошлого года аналогичное исследование проводила консалтинговая компания «Магазин магазинов». Тогда 70% опрошенных рестораторов заявляли, что не видят причин для беспокойства: они указывали, что антитабачный закон никак не повлияет на обороты их заведений. Такая позиция логична: курильщикам не предоставили никакой альтернативы, а заведения уравняли в возможностях привлечения этой аудитории, объяснял руководитель направления исследований и консалтинга «Магазина магазинов» Андрей Васюткин.
«Указанные в исследовании “Левада-центра” цифры выглядят завышенными, мы ожидаем отток клиентов на уровне 20% в первый месяц», — говорит владелец одной из региональных сетей баров. Первое время этот отток может быть сглажен теплой погодой, когда необходимость выходить на улицу не вызовет у клиентов неудобств, рассуждает он. К зиме клиенты либо привыкнут к тому, что не курят нигде, либо отток увеличится, продолжает он. Совладелец сети баров «Дорогая, я перезвоню» Дмитрий Левицкий рассказывает, что они ввели полный запрет на курение в своих заведениях с 31 марта. «Некоторый отток клиентов был, возможно, они перешли в те заведения, где курение еще было разрешено, но в целом было много позитивных откликов от посетителей», — утверждает он.
«Мы пробовали в некоторых наших точках убрать зоны для курящих, и обороты падали на 10-12%», — рассказывал ранее президент «Г.М.Р. Планета гостеприимства» Мераб Елашвили. Рестораны могут увидеть незначительный отток посетителей сразу после вступления в силу запрета на курение, но посещаемость быстро восстановится, говорил ранее исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков. Примерно так же развивалась ситуация в Европе, где подобный запрет действует уже много лет, напоминал он.