Основатели российских брендов электроники и бытовой техники любят рассказывать истории их создания. У гендиректора Explay Эдуарда Ващенко такой истории нет. Бренд Explay родился на одном из производственных совещаний, проходивших в компании Prolife в 2006 г., вспоминает он. С тех пор под этой торговой маркой продаются смартфоны, сотовые телефоны, планшеты и другая портативная электроника. Объяснить скрытый смысл названия Explay Ващенко также затрудняется — его одобрили в основном из-за благозвучия и легкости произношения. А создавалась и позиционировалась Explay как независимый производитель электроники, продукция которого может продаваться в самых разных розничных сетях и не привязана к конкретному дилеру.
Prolife появилась в 2003 г. Это было время взрывного роста российского рынка сотовой связи, армия абонентов ежегодно прирастала на сотни процентов, стремительно увеличивался и спрос на телефоны. А к телефонам требовались аксессуары, в частности зарядные устройства. Их-то и начала поставлять в российские салоны связи новая компания. Телефоны совершенствовались, и аксессуары к ним становились разнообразнее — осознав это, Prolife начала торговать bluetooth-гарнитурами и наушниками. «К 2006 г., когда родилась Explay, по наушникам мы в штуках занимали третье место в России», — вспоминает Ващенко.
Но работать вечно на высококонкурентном рынке аксессуаров он не собирался. Сначала Prolife выпустила mp3-плейер под брендом Explay, в 2008 г. появился автонавигатор. Импортные навигаторы на рынке были в большом количестве, но массового спроса на них не было — они воспринимались как аксессуары для дорогих авто, сложные в эксплуатации и, в общем, не очень нужные, вспоминает Ващенко. «Мы поняли, что надо искать нишу рынка, и она нашлась довольно быстро: мы решили сделать, что называется, “навигатор для таксиста”, устройство стоимостью до 5000 руб.», — рассказывает он. Идея сработала — в 2010 г., по оценке Smartmarketing, навигаторы Explay вышли на первое место в России по количеству проданных устройств, заняв 19,2% рынка.
6% на троих
В конце 2013 г. в распоряжении «Ведомостей» оказался отчет компании GfK, посвященный российскому рынку смартфонов. Из него следовало, что за первые девять месяцев 2013 г. продажи смартфонов ряда российских локальных брендов выросли в штуках на сотни процентов к аналогичному периоду 2012 г. Больше всего — почти в 24 раза — выросли продажи смартфонов Explay. На втором месте по темпам роста продаж оказались смартфоны под брендом «Мегафон» — за год их продажи увеличились почти в 18 раз. Третье место заняла Highscreen, торговая марка дистрибутора портативной электроники «Вобис компьютер». Вместе Explay, Highscreen и «Мегафон» заняли чуть более 6% российского рынка смартфонов — чуть меньше, чем одна HTC (6,8%). Для сравнения: в январе — сентябре 2012 г. на «Мегафон» и Explay вместе приходилось менее 0,5%, на Highscreen — еще примерно 0,5%.
По оценке «Связного», продажи Explay выросли за год почти в 22 раза (около 300 000 смартфонов). С одной стороны, это «эффект низкой базы» (в 2012 г. Explay только начала продавать смартфоны), с другой — темпы роста выше, чем у конкурентов, выходивших на рынок примерно в тот же период и в тех же условиях, рассуждал представитель «Связного».
В I квартале 2014 г. доля B-брендов на российском рынке смартфонов (в штуках) составила 40% против 20% годом ранее, в денежном выражении она тоже удвоилась, говорит представитель «Связного» Мария Заикина. А планшеты локальных брендов заняли и вовсе 60% рынка по количеству устройств (в I квартале 2013 г. — 45%). На долю Explay пришлось, по оценке Заикиной, 5% российских продаж планшетов и 5,5% — смартфонов. Конкуренция между B-брендами усиливается, цены снижаются (в том числе благодаря удешевлению технологий и материалов), поэтому и растет спрос, рассуждает она.
Все B-бренды Заикина предлагает разделить на две группы. Устройства, принадлежащие к первой (Huawei, Prestigio, Explay, Texet), достаточно давно на рынке, их производители инвестируют в продвижение и техподдержку гаджетов, используют более или менее качественные технологии. Основатели В-брендов второй группы (например, Highscreen, BlueBird, Micromax) делают ставку прежде всего на минимальную цену, считает Заикина.
B-бренды набирают силу не только в России, обращает внимание Ващенко. Например, во Франции третье место по продажам занимает локальный бренд Blue Wiko.
Чем-нибудь да отличиться
Не все российские основатели B-брендов используют их для продажи готовых китайских телефонов.
Чуть менее года назад подразделение по разработке портативной электроники создал «Вобис компьютер». В первую разработку — серию из трех смартфонов Highscreen Zera — компания инвестировала $1,5 млн, рассказывал в марте 2014 г. «Ведомостям» ее коммерческий директор Михаил Чернышов. «Вобис компьютер» сам придумал дизайн этих устройств, подобрал комплектующие, китайские партнеры только проектировали системную плату и собирали устройство.
Ващенко отдел разработки в Explay заводить не собирается. По его словам, в компании действует технический отдел из 15 человек — они следят за качеством устройств, выпускаемых на китайских заводах, и разрабатывают требования к производителям. B-бренду важнее не разработать смартфон с нуля, а договориться с производителем о том, чтобы получить на выходе эксклюзивное устройство с возможностями и функциями, которых нет у конкурентов, считает Ващенко. Например, в 2010 г. Explay выпустила первый в России автонавигатор, поддерживающий как американскую спутниковую навигационную систему GPS, так и российскую «Глонасс», и аппарат сразу привлек внимание, утверждает Ващенко. Еще один пример, который приводит Ващенко, — телефоны и смартфоны с тремя sim-картами (долгое время Explay едва ли не единственная официально ввозила их в Россию). А в марте 2014 г. Explay одной из первых выпустила смартфон с набором приложений «Яндекс.Кит». Как и подавляющее большинство аппаратов B-брендов, он работает под управлением операционной системы Android, но использует ряд приложений «Яндекса» (а не Google) — например, карты.
Главное преимущество B-брендов пока все-таки цена, констатирует гендиректор Telecomdaily Денис Кусков. Но операционная система Android отчасти уравняла возможности и функциональность этих планшетов и смартфонов с устройствами крупных производителей, признает он: покупатели все чаще осознают, что нет смысла переплачивать за бренд, если покупаешь Android-устройство. B-бренды удачно копируют новые технологии, которые используют в своих флагманских моделях ведущие мировые производители, и переносят их в бюджетный сегмент.