С упаковок сигарет уберут саморекламуДата публикации: 16.04.2014 Раздел: Новости Поправки в техрегламент не дадут производителям хвалить вкус и свойства табака на пачках Свести информацию о сигаретах на пачках к минимуму — таково новое требование разработчиков Техрегламента по табаку. На последнем обсуждении документа Консультативным советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) эта новелла была внесена представителями Минздрава России и Минздрава Республики Беларусь (протокол обсуждения есть в распоряжении «Известий»).
Предлагается запретить наносить на упаковку любую информацию, способную побудить потребителя к дальнейшей покупке сигарет. С пачек хотят убрать описание вкусовых качеств табака, описание особенностей фильтра, упоминание о том, что данный продукт менее вредный для здоровья. Недопустимым хотят сделать сравнение сигарет с пищей, вкусовыми добавками, фруктами, цветами, лекарственными растениями или лекарствами.
На упаковке, по мнению разработчиков техрегламента, должно остаться лишь название бренда, наименование вида продукции, количество штук или вес (если речь идет о табаке), адрес производителя или импортера, адрес для приема претензий потребителей, а также надпись, предупреждающая о вреде курения, и устрашающая картинка. Только эти данные о продукте и производителе одобрены для оформления упаковки сигарет и табака.
По данным отраслевых табачных ассоциаций, сегодня почти вся продукция по своему оформлению не соответствуют новым требованиям проекта техрегламента. Практически каждая пачка снабжена описанием вкусовых особенностей или дополнительной информацией о производителе. Часто эта информация включена в сам бренд и зарегистрированный на территории РФ товарный знак. Например, товарный знак Parliament включает описание встроенного угольного фильтра, знак Lucky Strike — информацию о том, что сигареты производятся с 1871 года, товарный знак Winston — информацию об используемой в производстве смеси табака. А это значит, что компаниям придется понести издержки не только по выпуску новой упаковки, но и по перерегистрации товарных знаков.
Сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина считает, что сейчас табачные производители используют сигаретные пачки как для стимулирования потребления табака, так и для снижения эффективности устрашающих графических предупреждений.
— Размещаются романтические и патриотические стихи, воспевающие курение, изображения кулинарных продуктов и фруктов, объявления о лотереях. Всё это направлено на одурманивание граждан, отвлечение от смертельной и онкогенной опасности курения, — говорит Халтурина. Она уверяет что все три страны — участницы Таможенного союза в течение трех лет обсуждения проекта техрегламента выступали за ограничение информации на пачке, однако в проект документа этот пункт до сих пор не попадал.
Сами же производители сигарет называют предложения Минздрава РФ и Минздрава Беларуси юридически спорным пунктом техрегламента, который не получал единогласного одобрения.
— В список разногласий проекта техрегламента вошли предложения, которые противоречат логике и духу документа, а также законодательству стран Таможенного союза и ВТО. Я очень надеюсь, что руководство ЕЭК отнесется к этому с большим вниманием и примет взвешенное решение, — сообщил «Известиям» директор по региональной интеграции ассоциации «Табакпром» Сергей Филиппов.
По словам главы Совета по вопросам развития табачной промышленности Эдуарда Воронцова, новые запретительные меры в проекте техрегламента включили, проигнорировав рекомендации рамочной конвенции ВОЗ о необходимости предоставления полной информации о продукте потребителю.
— В процессе работы над проектом техрегламента у меня создалось стойкое ощущение, что мы обсуждаем не правила производства и упаковки продукции, а новый антитабачный закон, — отметил он.
Табачные ассоциации оценивают издержки, которые могут понести производители из-за смены упаковки, в $16 млн. Во сколько может обойтись перерегистрация десятков наименований товарных знаков в случае принятия поправок в техрегламент.
В то же время директор по корпоративным отношениям компании «БАТ Россия» Александр Лютый оценивает потери бюджета страны из-за обезличивания табачных брендов в миллиарды рублей.
— Мы считаем, что делать упаковку сигарет одинаковой в странах Таможенного союза не совсем разумно. Уже сейчас потребителю сложно отличить российские сигареты и продукцию, предназначенную для соседних стран, — говорит Лютый. — Такая продукция всё чаще перетекает в Россию из-за разницы в ценах: средняя стоимость пачки сигарет в нашей стране составляет 52 рубля, в то время как в Беларуси — 30, а в Казахстане — 42. Такая доступность сигарет из Беларуси и Казахстана только за прошлый год привела к резкому росту продаж нелегальных сигарет в России — в три раза.
Он считает, что любая унификация упаковки лишь ускорит процесс ухода российского рынка в тень.
— Мы уверены, что прежде чем поднимать вопрос об одинаковой упаковке для сигарет в трех странах Таможенного союза, нужно решить главную проблему и устранить ценовой дисбаланс. Проблема может достигнуть европейского масштаба, где контрабандные сигареты занимают до 20% рынка, что обходится государствам ЕС в несколько миллиардов евро налоговых потерь ежегодно. В российских реалиях каждый процент рынка, уходящий в тень, будет лишать государство более 3 млрд рублей, — отмечает представитель «БАТ Россия».
В феврале этого года проект Техрегламента по табаку пополнился двумя «неудобными» требованиями для производителей — запретом на продажу некурительного табака на территории Таможенного союза и размещением в верхней части пачки не названия сигарет, а предупреждающей о вреде курения надписи. "Известия" Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article122491.htm |