Красная мельница. Постеры Мулен РужДата публикации: 08.10.2013 Раздел: Про дизайн 6 октября 1889 года, приурочив открытие кабаре к началу Всемирной выставки в Париже и завершению строительства Эйфелевой башни, Жозеф Оллер и его компаньон Шарль Зидлер пригласили парижан на открытие нового кабаре «Мулен Руж» на площади Бланш. «Мулен Руж» (фр. Moulin Rouge, буквально «Красная мельница») — знаменитое классическое кабаре в Париже, построенное в 1889 году, одна из достопримечательностей французской столицы. Расположено в 18 муниципальном округе, на бульваре Клиши, в квартале красных фонарей близ площади Пигаль.
Пытаясь расширить границы увеселительного района Монмартра, Оллер намеренно выбрал место для своего кабаре поодаль площади Пигаль и бульвара Рошешуар, где в то время процветало другое кабаре «Элизе-Монмартр». Название кабаре дала деревянная мельница с крыльями красного цвета, созданная декоратором Леоном-Адольфом Вилеттом. Красный цвет крыльев явно намекал на район красных фонарей.
Мулен Руж стал тем местом, где развлечение объединило самые разные группы людей, перемешало артистов, пьяниц, воров, проституток, художников, буржуазию и аристократию. Здесь стиралась граница между высоким и низким, между искусством и шоу, между индивидуальным и коллективным, здесь вульгарное зрелище стало предметом восхищения и символом изысканного вкуса.
Прошло всего несколько месяцев, с момента как мюзик-холл принял своих первых посетителей, а о том, как это «побывать в Мулен Руж» скоро говорил уже весь Париж. Именно здесь зрители впервые лицезрели под музыку Оффенбаха дразнящие движения танцовщиц с манящими взглядами и криками, взлетающими вверх юбками, обнажающими длинные стройные ножки в чулках на пикантных красных подвязках. Падая одна за другой на шпагат и как бы невзначай, сбивая шляпу, носочком туфли с зазевавшегося зрителя из первого ряда. Изюминкой кабаре Мулен Руж и по сей день остается «натуральная кадриль» придуманная Селестом Могадом. Позже англичанин Чарльз Мортон назвал ее – «французский канкан», (канкан дословно в переводе с французского означает гам или шум).
Первая афиша, объявлявшая об открытии «Мулен Руж», была сделана Жюлем Шере. Пятидесятипятилетний Шере считался непревзойденным мастером афиши. Он любил изображать порхающих Пьеро и Коломбин - «этих аппетитных милашек» - в очаровательных, нарядных костюмах всех цветов радуги. «В жизни гораздо больше печалей, чем радостей - говорил он - поэтому, показывать ее надо приятной и веселой. Для этого существуют розовые и голубые карандаши».
За несколько лет до открытия кабаре Жюль Шере открывает в Париже мастерскую печати и графики. Закупив в Англии оборудование для печати крупноформатных плакатов и афиш, Шере в то же время упростил технологический процесс цветной литографии, добившись возможности делать оттиски двумя различными красками с одного «камня». Кроме этого, Шере создал новый художественный стиль плакатного изображения, предтечу искусства модерн.
Его плакаты занимали первое место в коллекциях афиш, которые в то время были в большой моде. Чтобы добыть какую-нибудь новую афишу, коллекционеры не останавливались ни перед чем: они срывали их со стен, покупали у расклейщиков. Чуть ли не в каждом городе открывались французские, а то и международные выставки плакатов. Персональные выставки Шере (две из них состоялись в Париже - в 1889 и 1890 годах) неизменно пользовались огромным успехом. В рекламе «Мулен Руж» Шере превзошел самого себя.
Всего два года спустя, Тулузу Лотреку было поручено создать свой рекламный плакат Мулен Руж. Первый проект художника в искусстве литографии, имел ошеломляющий успех. В один вечер в декабре 1891 года, афиша Лотрека «Мулен Руж. Ла Гулю» тиражом три тысячи экземпляров расклеена на стенах Парижа.
Ла Гулю - молодая танцовщица, которая превратила канкан в рискованный танец с высоким подниманием ног и громкими криками. Провокационность Ла Гулю привлекает значительную аудиторию и оказываемые большое влияние на силуэт и графические формы создаваемые Лотреком. Необычное использование силуэта возникло также под влиянием плоских конструкций японского искусства популярного тогда среди авангарда.
Плакаты возбуждали интерес публики и у них всегда собирались толпы зевак. Латрек был завсегдатаем ночных увеселительных заведений Монмартра. Здесь его любили за насмешливый нрав и щедрость. Сидя за столиком Тулуз Лотрек рисовал мелькающие пассажи и кружевные юбки. Его взгляд выхватывал возбужденные лица посетителей и забавные позы танцующих. Эти зарисовки он и использовал в живописных картинах, плакатах и афишах.
В 1915 году случился грандиозный пожар в Мулен-Руж, а чуть позднее — грандиозный пожар во всем мире — началась первая, а затем и вторая мировая войны… Крылья Мулен-Руж невесело поникли и им, казалось бы, всегда неунывающим парижанам, как-то вдруг стало не до танцев… В Мулен-Руж пришел упадок… В годы Второй Мировой войны и немецкой оккупации Мулен Руж вновь закрыт, но незадолго до освобождения Парижа, в 1944 году на сцену вновь выходят артисты.
В 1962 году менеджером кабаре становится легендарный Джеки Клерико (Jacki Clérico) и с его именем в истории Мулен-Руж начинается «новая эра». Жаки предлагает для возрождающегося кабаре эту новую формулу — ужин+шоу, распространившуюся затем повсеместно. С приходом Джеки Клерико началась новая эра «Мулен Руж» — расширение зала, гигантский аквариум и первый водный балет с обнаженными танцовщицами. Постеры, в популярном тогда стиле Пин-Ар, делал для Мулен Руж Пьер Оклей.
Открывшаяся в 1963 году новая программа «Фру-фру» произвела неописуемый фурор. Представление прошло с огромным успехом. Суеверный Джеки отныне выбирает своим программам названия, начинающиеся только на букву «Ф» («Frou-Frou» (Шелест), «Frisson» (Дрожь), «Fascination» (Очарование), «Fantastic» (Фантастика), «Festival» (Фестиваль), «Follement» (Безумство), «Frenesie» (Неистовство), «Femmes, Femmes, Femmes» (Женщины, женщины, женщины), «Formidable» (Великолепные). «Feerie» (Феерия).
Рене Грюо (Rene Gruau) величайший иллюстратор французской моды, гений лаконизма, создавший хрестоматийные образы Dior, Balenciaga, Yves Saint Laurent… создавал афиши для Мулен Руж. Стиль Грюо складывался в жестких условиях, которые предъявляет художнику рекламная графика: строгость, простота, образное решение. Его дебютом в рекламе стал запуск первых духов Диора. Его творения – произведения искусства, верх элегантности в иллюстрации и настоящий гимн женщине. В своих работах Грюо стремится к графической простоте: изящество линии, раз и навсегда определенный выбор цветов: белый, красный, черный, золотисто-желтый иногда зеленый!
Пристрастие к минимализму читается уже в имени. Рене - это всё, что взял художник от пышного и звучного, полученного при рождении - Ренато де Дзавальи Риччарделли Каминате, граф Делла Каминате. Грюо - фамилия его матери.
Вот уже 112 лет самый легендарный зал кабаре в мире принимает миллионы зрителей, приехавших насладиться известными представлениями! Конечно, сейчас Мулен Руж перестал быть тем местом, где собиралась богема Парижа, где в прокуренных залах потягивали запрещенный повсеместно абсент и где приглянувшуюся танцовщицу из кордебалета можно было пригласить к себе домой. В те времена в «Мулен Руж» вообще не было ни кулис, ни репетиций: сцена и жизнь сливались в шумном веселом гулянии, с ухаживаниями и любовными историями.
А сейчас сцена и кулисы — два разных мира. Современный «Мулен Руж» — это уже не образ жизни. Это прежде всего зрелище, шоу. Атмосфера праздника и всепоглощающего веселья сохранилась, но сегодняшний Мулен Руж — это элитное заведение, нечто среднее между фешенебельным ночным клубом и музеем. Но он остается местом, где танцуют легендарный французский канкан.
Инга Иванова Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article118009.htm |