Ужас станет тихимДата публикации: 24.09.2013 Раздел: Статьи Законодатели обсуждают идею ограничить в стране негативную рекламу, которая предупреждает нас о чем-то плохом и страшном. Скажем, табличка на электрощите «Не влезай: убьет!» не только информирует, но и пугает. Так может, не стоит ее вешать, где попало? С таким предложением выступил один из депутатов Госдумы. Он внес в Госдуму два законопроекта. Один вводит термин «негативная реклама». А другой ограничивает ее применение. Оба документа сейчас готовятся в первому чтению. Как поясняет сам автор, инициатива вызвана тем, что «в повседневной жизни человека постоянно окружает негативная информация, постоянный поток трагических новостей в СМИ, рекламные листовки с информацией о различных заболеваниях».
Причем, по его словам, встречается пугающая реклама порой в самых неожиданным местах: «о вреде алкоголя — в лифте, о последствиях несоблюдения правил дорожного движения — на двери жилого дома, об опасности венерических заболеваний — на детской площадке. Сопровождается подобная реклама красочными тематическими картинками». Безусловно, такие невеселые картинки призваны отталкивать нас от чего-то плохого. Однако они вовсе не обязаны при этом раздирать нам душу.
«Избыточность негативной рекламы в нашей жизни очевидна, — полагает автор проекта. — Под воздействием подобной информации у человека может развиваться депрессия, навязчивые состояния, что в свою очередь может приводить к ослаблению организма. Человек с подавленным эмоциональным состоянием больше подвержен риску простуд и заболеваний. Особенно это касается беременных женщин и детей. Необходимо оградить их от мыслей о смерти, инвалидности и суициде»
Поэтому первый проект предлагает дополнить закон о рекламе пунктом, что «реклама, которая содержит сведения об угрозе жизни и здоровью человека или возможности получения инвалидности, должна размещаться в местах, непосредственно связанных с источниками такой угрозы». Иными словами, табличка «Осторожно, злая собака» должна висеть именно на той калитке, за которой сидит пес. И — нигде иначе. А фотографии искореженных машин в лужах крови должны быть там, где можно так разбиться. На пешеходных же путях о том лучше не вспоминать.
Сразу надо сказать, что предложение вызвало споры. Кто-то считает, что проблемы нет. Кому-то кажется: мол, если не предупреждать об опасном, как же тогда жить? Правоведы же задались вопросом: о какой, собственно, рекламе идет речь? У нас есть просто реклама и социальная реклама. Одна пытается нам что-то продать, другая — разбудить в нас разумное, доброе, вечное или хотя бы спасти наши жизни. Пугать может и та, и другая реклама, но что конкретно автор имел в виду?
После этих вопросов в Госдуме появился еще один законопроект, устанавливающий понятие негативной рекламы. Документ вносит в статью № 3 Закона «О рекламе» пункт под номером 13, что уже само по себе символично. В нем говорится, что негативная реклама — это реклама, содержащая сведения об угрозе жизни и здоровью человека или возможности получения инвалидности.
«Не подвергая сомнению важность социальной рекламы, необходимо понимать, что она должна быть к месту: о важности соблюдения правил дорожного движения — на территориях, прилегающих к дорогам; о различных заболеваниях — в медицинских учреждениях; о вредных свойствах отдельных товаров — на их упаковке», — полагает автор проекта. Проще говоря, не стоит кричать про ужасы нашей жизни на каждом углу. Как сказано в пояснительной записке, принятие законопроекта позволит высвободить место для позитивной рекламы, которая бы «позволила нашим гражданам сосредоточиться на положительных эмоциях, повысить работоспособность и стать более доброжелательной нацией».
«Естественно, наиболее эффективная реклама о вреде табакокурения — ее я тоже отношу к негативной рекламе, — та, что размещена на пачках сигарет, — рассказал журналистам автор проекта. — Но вряд ли такая реклама будет полезной, если постоянно напоминать о вреде курения, — человек будет находиться в состоянии постоянных угроз, с утра до вечера ему будут напоминать, что он смертен. К примеру, я еду в лифте с ребенком, где мне объясняют о вреде сигарет. Ну зачем моему ребенку в лифте смотреть на рекламу о вреде сигарет? В лифте, наверно, надо размещать табличку о том, что лифт прошел проверку такого-то числа и не несет угрозы для жизни. Это было бы справедливо. Доходит до абсурда: гуляя с тем же ребенком на детской площадке, читаешь под видом социальной рекламы предупреждения об опасности венерических заболеваний».
Кстати
Еще один законопроект, внесенный в Госдуму, предлагает разрешить употреблять в рекламе слова «лучший, превосходный, совершенный», если такие сравнения не порочат другие товары. По замыслу, такое правило можно будет применять по результатам различных выставок и конкурсов, где товары были как-то отмечены. Как поясняют авторы проекта, сегодня часто правоприменители требуют выбросить из рекламы слова «лучший», «абсолютный», «первый», «единственный», «номер один», считая их некорректными сравнениями. Владислав Куликов, "Российская газета" Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article117652.htm |