Гротеск и Брейгель на страницах фейсбукаДата публикации: 22.04.2013 Раздел: Интервью Заместитель директора Департамента информации и печати МИД Мария Захарова рассказала о политике ведомства в социальных сетях. Начнем с фейсбука. Когда появился аккаунт и с какой целью министерство его заводило?
МИД создал аккаунт в фейсбуке два месяца назад. Мы к этому достаточно серьезно готовились, потому что, в отличие от аккаунта в твиттере, где министерство работает полтора года, здесь нужно было понять формат, определить, что хотим и зачем нам это надо. Мы однозначно понимали, что нам неинтересно заводить страницу в фейсбуке только ради того, чтобы она там была. Мы хотели сделать отдельно стоящий и самостоятельный информационный продукт.
Почему, собственно говоря, мы пошли в социальные сети? МИД часто упрекают в том, что он говорит очень официальным языком, который не всегда понятен обывателю, приводя в пример такие одиозные выражения, как «педалирование переговорного процесса». Часто критикуют за то, что наша позиция по актуальным вопросам непонятна. Поэтому, выходя в соцсети, в частности в твиттер, мы пытаемся многие проблемы изложить доступным и понятным языком.
То есть таким образом вы идете на контакт с более широкой аудиторией?
Конечно.
Аккаунты МИД в соцсетях ведутся силами министерства?
Силами Департамента информации и печати, который выполняет функции пресс-службы. Вообще, страница задумывалась как площадка для обсуждения проблематики внешней политики и международных отношений, в том числе с привлечением материалов (перепосты) различных авторов, не только сотрудников МИД. Нанимаем ли мы кого-то? Конечно, нет. Следуя логике вашего вопроса, я могу сказать, что ни один бюджетный рубль не пострадал.
Мы выделили в аккаунте МИД в фейсбуке три группы постов: официальные, познавательные и юмористические. Так изначально задумывалось?
Образно говоря, мы ставили перед собой задачу сделать некое «научно-популярное издание», в котором сочетались бы официальные комментарии с какими-то историческими материалами и элементами «развлекательности». Думаю, неправильно строго выдерживать какой-то один стиль, особенно в социальных сетях. Фейсбук не должен дублировать официальный сайт, где стоят исключительно серьезные материалы. Здесь нужно, чтобы было интересно, познавательно и нескучно.
Есть какая-то политика относительно развлекательной части? Когда и на какие темы можно шутить?
На самом деле мы не занимаемся специально троллингом или шутками, просто отвечаем в той же стилистике, в которой к нам обращаются. Задачи «пошутить, чтобы развеселить», нет. Смешить людей призваны совершенно другие программы и передачи. Но, согласитесь, было бы странно переписываться с блогерами дипломатическими нотами - явный неформат. В то же время вряд ли можно рассчитывать на то, что аккаунт будет интересным без какой-то живой истории.
Какие инфоповоды становятся поводами для неформального ответа со стороны МИДа на фейсбуке?
Если люди, организации апеллируют к МИДу через свои блоги, то, на наш взгляд, уместно им отвечать точно так же - через блог. Например, история с Полонским. Человек обращался к министерству через блог. Как нам ему отвечать? Нотой? Письмом? Заявлением? Пресс-конференцией? На наш взгляд, появилась достаточно адекватная форма ответа. Конечно, сайт МИД не позволяет делать такие вещи. Вас еще какие-то конкретные поводы интересуют?
Ну вот, к примеру, история с норвежской студенткой Ниной...
Тут был абсолютный гротеск, такой Брейгель на страницах фейсбука. В том числе и для того, чтобы привлечь внимание к самому материалу. Многие восприняли это так, что это наш стиль. Вы, наверное, видели комментарии. Как видите, мы ничего не вычищаем. Раз уж люди так думают - значит, так они и думают.
То есть вы не провоцируете, а реагируете на выпады в ваш адрес?
Провокация - это не наш метод.
А как же интервью с ведущими, которые называли себя новыми троллями из МИДа?
Это первое апреля. Понимаете, очень хотелось через эту страницу показать, что в МИДе работают не какие-то бездушные механические роботы, а живые люди, у которых есть нормальная реакция, чувство юмора, которые могут реагировать в том же формате, в котором к ним направляются сообщения.
Министерство с человеческим лицом?
У меня ощущение, что МИД всегда был таким министерством. Просто времена меняются, меняется формат коммуникации. И если прогрессивная часть нашего общества общается в Сети, то почему же нам этого не сделать?
Но в этом случае история со студенткой Ниной стоит некоторым особняком. Она-то к вашему ведомству никак не обращалась, ничего плохого не делала, и тут...
Брейгель. Гротеск. Мы шли на это осознанно, так как пока только ищем формат, смотрим, что понравилось, а что нет. Кому-то понравилось, а кому-то нет. Кстати, после этого материала у нас за три дня резко увеличилась посещаемость.
Это скандальная посещаемость. Вы и дальше собираетесь таким образом привлекать аудиторию?
Точно нет! И мы не используем никаких технических средств для накрутки посещаемости. Главная задача, которую мы хотели решить, - это сделать страницу площадкой для общения. Нас очень пугают примеры страниц других структур, где коммуникация односторонняя по принципу: мы дали вам материал, и вы как пользователи должны его читать. Мы хотим обратной реакции, мы хотим видеть, что нравится и что не нравится, что понятно, а что непонятно.
Последний вопрос. Министерство иностранных дел не собирается случайно завести паблик во «ВКонтакте»?
О точных датах запуска аккаунтов в других соцсетях говорить рано. Но планы такие есть. lenta.ru Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article114735.htm |