Банковские клиенты не готовы к предпраздничным кредитам

Дата публикации: 17.12.2012
Раздел: Анализ рынков

Банковские клиенты не готовы к предпраздничным кредитамБольшинство граждан не готово праздновать Новый год в кредит - в этом году лишь чуть более 40% банковских клиентов в принципе согласны увеличить персональную кредитную нагрузку ради новогодних покупок и подарков. В последний раз такую осмотрительность в предновогодних тратах потребители проявляли в 2009 году.

Согласно ежегодному исследованию ХКФ-банка, в текущем году 59% граждан не рассматривают для себя возможность приобретения новогодних подарков в кредит, в то время как в прошлом году лишь 38% респондентов были настроены столь категорично. Те, кто все же не исключает для себя возможности взять кредит для покупки новогодних подарков, отдают предпочтение кредитным картам - 44%, далее в списке предпочтений следуют кредиты наличными - 41%, на последнем месте кредиты на приобретение товаров в торговых сетях (POS-кредиты) - 16%. При этом около половины всех опрошенных ХКФ-банком планируют потратить на новогодние подарки от 10 тыс. до 30 тыс. руб., а 30% - свыше 30 тыс. руб. 

ХКФ-банк проводит исследование предновогодних кредитных настроений с 2008 года. Исследование основано на телефонном опросе клиентов банка, в текущем году в нем приняли участие 667 человек - жителей городов-миллионников старше 20 лет. 

Согласно статистике банка, доля опрошенных респондентов, в принципе не рассматривающих для себя возможность приобретения подарков в кредит, превышала 50% лишь в острую фазу кризиса: в 2008 году такой ответ дали 53% респондентов и 70% - в 2009 году. 

В эти годы нежелание граждан брать кредиты для приобретения новогодних подарков объяснялось кризисными явлениями, в условиях которых граждане стремились не тратить, а сберегать, а банки практически приостановили выдачу кредитов. В результате, по данным ЦБ, за 2009 год совокупный объем кредитов населению сократился на 11%, до 3,57 трлн руб. 

В текущем году ситуация обратная: банки демонстрируют очень высокие темпы розничного кредитования, за 11 месяцев 2012 года объем кредитов населению вырос на 36,3%, до 7,56 трлн руб. Такой агрессивный рост привел к повышению уровня закредитованности населения. "В апреле текущего года впервые количество заемщиков с несколькими кредитами превысило количество заемщиков с одним,- отмечает гендиректор НБКИ (одно из крупнейших бюро кредитных историй) Александр Викулин.- Наибольшими темпами растет доля заемщиков более чем с пятью кредитами. К декабрю 2012 года их доля превысила 8% против 4,79% на начало года". По прогнозам ЦБ, по итогам 2012 года объем кредитов физлицам может увеличиться более чем на 40%, что чревато повышенными рисками невозврата. "Закредитованность населения в настоящее время составляет 18% к уровню совокупных доходов. Это не очень высокий показатель, банки еще имеют возможность для увеличения кредитования физлиц, однако возникает вопрос качества этих кредитов",- отмечал 10 декабря зампред ЦБ Михаил Сухов на заседании совета Ассоциации региональных банков. 

Судя по исследованию ХКФ-банка, граждане насытились кредитами и не готовы увеличивать уровень кредитной нагрузки для покупки подарков к Новому году. "Многие из наших клиентов как раз недавно получили кредит и в данный момент в деньгах не нуждаются",- отмечает директор по прямым продажам и маркетингу ХКФ-банка Евгений Сидоров. "На мой взгляд, рост доли граждан, не готовых прибегать к кредитам для покупки новогодних подарков, свидетельствует о том, что сами заемщики стали более объективно оценивать уровень кредитной нагрузки и не готовы увеличивать ее еще больше за счет кредитов на подарки,- говорит зампред правления КБ "Ренессанс Капитал" Олег Скворцов.- Вероятно, именно поэтому наиболее популярным видом кредита для покупки подарков являются кредитные карты, которыми можно оплатить новогодние покупки в рамках уже открытого кредитного лимита". 

В прошлом году карты были вторым по популярности способом приобретения подарков в кредит - 35% респондентов отдали предпочтение им, 40% выбирали в 2011 году кредиты наличными. Такая динамика потребительских предпочтений вторит общим тенденциям развития рынка потребительского кредитования, отмечает Евгений Сидоров. В розничном кредитовании сегмент кредитных карт был одним из самых растущих в этом году: по данным ЦБ, за девять месяцев 2012 года (более поздние данные недоступны) их число увеличилось на 35,8%, до 20,4 тыс. штук. По данным агентства Frank Research Group, объем задолженности по карточным кредитам с начала года увеличился на 76,1%, до 715,1 млрд руб. на 1 ноября. За тот же период прирост объема кредитов наличными составил 42,9%, POS-кредитов - 1,55%. 

kommersant.ru
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article111569.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100