"Лайк" против правилДата публикации: 05.12.2012 Раздел: Есть мнение ... Наверняка и ваша френд-лента в Facebook была наводнена перепечатками манифеста о недопущении коммерческого использования Facebook любого контента своего аккаунта. В оригинале документ кочевал по англоязычному сегменту Сети еще в мае, перед размещением Facebook на IPO. Сам текст не выдерживает никакой критики: от ссылок на Римский статут договор об учреждении Международного уголовного суда, статьи Единообразного торгового кодекса (США) и Бернскую конференцию об охране литературных и художественных произведений до тезиса о том, что Facebook стала публичной компанией, в связи с чем все содержание страничек его пользователей стало доступно публично.
Почему же манифест так активно перепечатывался российскими пользователями FB? При желании можно пофантазировать о черном пиаре конкурирующих социальных сетей или дискредитации самой идеи самоорганизации через социальные сети. Как бы то ни было, это наглядная демонстрация вирусного эффекта соцсетей, когда информацией от личных знакомых мы делимся, не то чтобы не оглядев критическим взглядом, а не глядя вообще. В данном случае так поступили и юристы, и экономисты, и в целом неглупые люди, объясняя это как солидарность, необременительную перестраховку или даже своеобразный «правовой идеализм», как написали в одной из юридических групп FB.
С юридической точки зрения каждый пользователь при регистрации аккаунта соглашается и безоговорочно принимает условия пользования социальной сетью, являющиеся соглашением между FB и пользователем. Изменения в него, согласно условиям, могут вноситься исключительно по инициативе соцсети - поэтому одностороннее заявление пользователя о частичном несогласии с правилами по правовым последствиям ничем не отличается от обычного комментария пользователя на своей «стене».
В соглашении пользователь предоставляет FB глобальную лицензию на использование любых материалов, на которые распространяются его права интеллектуальной собственности. В нем также прописываются и все возможные способы использования этих данных (в основном кастомизация сервисов, приложений и рекламы, поддержание их безопасности, в связи с чем возможна передача личных данных пользователя третьим лицам), выход за рамки которых будет нарушением договора со стороны FB.
Фразу манифеста «все мои персональные данные, иллюстрации, рисунки, комиксы, картинки, фотографии, видео и так далее являются объектами моего авторского права» никто в принципе и не оспаривал, что и прозвучало в официальной и вполне разумной позиции Facebook по этому поводу, транслированной и российскими журналистами (видимо, работа с ними была проведена своевременно и грамотно).
Пожалуй, единственное, в чем можно упрекнуть защитников FB, так это в излишней резкости в отношении пользователей в целом, в том числе в скетче Facebook Law for Idiots («Правила Facebook для идиотов») по нашему субъективному мнению, назидательный формат ролика и каналы его распространения, как минимум в российском сегменте Facebook, напоминают скорее спланированную FB пиар-кампанию, нежели очередной скетч College Humor.
Обычный забавный ролик был бы уместнее, возможно, даже и официально от имени компании так в этом году поступил один из американских производителей гигиенической продукции для женщин Bodyform, оказавшийся в щекотливой ситуации из-за широко обсуждаемого поста в том же FB. Хотя в ролике компания смеялась над собой, а не над значительной частью своих потребителей.
Но это сектор FMCG, где клиент легко может сменить твои салфетки или кроссовки на продукцию одного из конкурентов. Власти или должностным лицам у нас такого тоже не простили бы (в этом вопросе любой пользователь, не транслирующий общепринятый посыл по обсуждаемой теме, идентифицировался бы как засланный и купленный «тролль»). А Facebook можно - по численности аудитории аналогов этой сети для россиян пока нет.
Ситуация меж тем показала, насколько благодарной темой является сохранение и защита данных, информации и продукции интеллектуального труда пользователей соцсетей именно на этой потребности и ее удовлетворении стоило бы сейчас сделать акцент Facebook или же ее конкурентам.
Возвращаясь к информации о пользователе FB и его материалах согласно вышеупомянутым условиям, чтобы лишить FB права их использовать, необходимо просто удалить такие данные со своего аккаунта. Тем же борцам, кого не оставляет уверенность, что его права были попраны Facebook, следует иметь в виду, что по заключенному соглашению любые споры должны разрешаться в суде штата или в федеральном суде, находящемся в округе Санта-Клара (США), по законам штата Калифорния. rbcdaily.ru Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article111257.htm |