Сбербанк "озолотит" клиентов без историиДата публикации: 27.08.2012 Раздел: Новости компаний Несмотря на недовольство Минфина, банк Германа Грефа приступил к массовой рассылке кредиток по почте. Сбербанк начал рассылку по почте кредитных карт своим зарплатным клиентам, не имеющим кредитной истории. При этом многие из них получают сразу «премиальный» пластик - Visa Gold.
«Мне прислали «золотую карту» по почте. В письме написано, что одобренный лимит - 60 тыс. рублей. Многие сотрудники нашего госучреждения также получили такие кредитки. Зарплату нам начисляют на карту «Сбера». До сих пор кредитными продуктами я не пользовался», - рассказал «Известиям» один из обладателей кредитки.
Директор департамента развития отношений с клиентами и вторичных продаж Сбербанка Ольга Бахтина рассказала «Известиям», что рассылка кредитных карт по почте началась в июле.
- На текущий момент разослано 150 тыс. карт. Предложение пока действует в Москве, при наличии спроса будет запущено по всей стране, - отмечает Бахтина.
Основные получатели - зарплатные клиенты без кредитной истории. «В Москве это по большей части «золотые карты», в регионах планируется распространять карты уровня «стандарт» и «классик»», - отмечает источник в Сбербанке.
Карточный заем предлагается по ставке 17,9% годовых, первый год обслуживания пластика - бесплатный, имеется льготный период кредитования (50 дней). Чтобы активировать ее, клиенту нужно обратиться с паспортом в отделение банка. Ставка для «почтовых» клиентов точно такая же, как для «зарплатников», которые сами приходят в банк, но ниже, чем для остальных. Клиентам «с улицы» банк предлагает кредитки под 24-25% годовых (в зависимости от статуса карты).
«Зарплатники», не обремененные другими кредитами, - не слишком рискованные клиенты, поэтому низкая ставка здесь оправданна», - объясняет источник в Сбербанке. По словам Бахтиной, кредитный лимит устанавливается для каждого клиента индивидуально.
В 2010 году Сбербанк начал рассылать предложения с предодобренным размером потребительского кредита клиентам с хорошей кредитной историей. Тогда, по словам представителей банка, планировалось разослать не менее 1,5 млн писем. Эти меры руководство банка объясняло желанием нарастить розничный кредитный портфель, который на тот момент сокращался.
Первые слухи о желании банка рассылать по почте кредитный «пластик» появились весной этого года. Правда планировалось, что это будут карты только уровня classic/standard, а чтобы воспользоваться предложением, клиенту будет достаточно активировать карту в банкомате - ввести пин-код и совершить одну из операций, например запросить баланс по счету.
Сбербанк спешил с введением программы рассылки, чтобы успеть до принятия закона «О потребительском кредите», разрабатываемом Минфином. Ведомство планировало внести в законопроект запрет на рассылку кредиток гражданам, не дававшим на это письменного согласия. В марте нынешнего года в опубликованном на сайте Министерства финансов проекте закона такое положение было.
Угроза введения запрета уже подействовала на многих игроков. Так, банк Олега Тинькова ТКС Банк, который раньше рассылал кредитки по почте, теперь сначала присылает анкету-заявку на получение карты, а после ее заполнения клиентом присылает пластик или привозит его с курьером. Другие банки получают согласие клиента на получение кредитки по почте при заключении первого кредитного договора.
По словам Бахтиной, запрет Минфина не коснется Сбербанка:
- По сути клиенты получают кусок пластика, который может стать кредитной картой при желании. Для активации карты все равно придется посетить отделение, но в случае почтовой рассылки один раз, а не два.
Директор департамента банковских карт банка «Стройкредит» Владимир Тарико соглашается, что при подобном сценарии закон не нарушается, а мошенники не могут активировать чужой «пластик».
Президент Трансстройбанка Петр Читипаховян считает, что поведение Сбербанка излишне агрессивно и при этом лишено здравого смысла:
- При низком уровне финансовой грамотности населения есть риск, что кредитками воспользуются люди, не умеющие планировать свой бюджет, азартные игроки и просто неплатежеспособные клиенты. Банк Грефа нарушает своим «почтовым» предложением главный принцип - «знай своего клиента».
Собеседник «Известий» также предполагает, что из-за рассылки уровень просрочки по кредиткам Сбербанка резко возрастет: «насколько она увеличится, спрогнозировать сложно, но тенденция однозначно будет иметь место».
В марте 2012 года Сбербанк стал крупнейшим игроком на российском рынке кредитных карт, обогнав прежнего лидера - банк «Русский стандарт». На июль задолженность по кредиткам «Сбера» составляла почти 100 млрд рублей, а доля рынка - 19,8%. За ним следуют «Русский стандарт» (15,1%), ВТБ24 (8,4%), ТКС Банк (6,7%), Связной банк (4,8%) и Альфа-банк (3,6%). Россияне все активнее используют возможность «жить в долг»: общая задолженность по кредитным картам - полтриллиона рублей. izvestia.ru Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article108187.htm |