Пастух статуса фараона

Дата публикации: 16.07.2012
Раздел: Про дизайн

Пастух статуса фараонаТворчество питерского художника Антона Чумака - неразменная монета в копилку территориального брендинга и big Idea, в основе которой - метафизический смысл и символический код бытия.

Контемпорари арт - варварская волна в римских банях модерна, юрты на проспектах мегаполиса, смерники в башне билдинга. Но не в этом грех Марселя Дюшана. Грех в том, что его легендарный унитаз мгновенно превратился из сантехнического сооружения, законно продлевающего человеческое тело, змеиного, хтонического звена, таинственного «пастуха ануса фараона» - конкурента «ока Уаджет» - в перманентный засор из периодически сбрасываемых в отверстие дешифровок и приколов.

Произошло это по причине замены предмета повседневности статусом варварства как такового. Унитаз - очко - ноль. Контемпорари - ноль искусства. Месть и торжество унитаза - уйти в отказ и вынести всех святых бесперебойным извержением свободы выбора. Всплески этой пробытийной субстанции - в громких и острых, как газы и колики, «социальных проектах». Унитаз может воевать за хлеб и зрелища, а также и против хлеба и зрелищ, в зависимости от колебаний статуса. Поэтому, кстати, контемпорари так быстро приживается на рынке - деньги, как и статус, счет любят. А какие костяшки на счетах - белые или черные, какая разница?

Пложив счеты на бок, можно всегда начать сначала и сравнить дебет с кредитом: лучше стало или хуже - и по деньгам, и вообще, и что там дальше, впереди, какие тренды? Будущее контемпорари - мания уборщицы, свирепой нигилистки, мечтающей о вакууме.

Но как бы мы плохо не представляли себе варваров, нам известно, что и у них есть боги, картина мира и фантазия. Входя в патрицианские хоромы, они быстро превращают их в своего рода карго-поль, «смерть автора» их не волнует, ибо он коллективен, анонимен и бессмертен. А волнуют их те же самые вопросы и мучают те же самые муки, что и классических художников, с поправкой, на детскую простоту и наивное «разевание глаз» на фрагменты бытия. Варвар - метафизик, и как только в музей заползает Дюшан, с неба падает Йозей Бойс. С тех пор эта пара богов, как Аполлон с Дионисом или Истина с Красотой - живут бок о бок, напоминая притчу о способах производства статуи - путем заливки и наоборот, путем отсекновения лишнего. И вот когда заливки уже по горло самому варвару, он обращается к ней как космической субстанции, первоматерии, праматери. Ее возраст - вечность, ее источник неведом, ее будущее - сейчас.

Нефть относится к невозобновляемым ресурсам только потому, что мы ее уж очень быстро выкачиваем. А так, кто знает: конец света, несколько тысячелетий, и, глядишь, опять можно лепить Адама. Мысли о субстанции прежде формы заполняют варварский мозг так же, как мысли о свете заполняли мозг Рембрандта, о тьме - Рубенса, о цвете - Кандинского, о внутреннем - Пикассо, о пустоте - Малевича... Земля, руда, трава, дрова, вода, нефть - все, что может обратить производство в добычу, обработку в контакт, щедрого художника  - в жадного зрителя, все идет в ход. Все, кроме пресловутого статуса, ибо художник и зритель отныне - не оппозиция, но братья-титаны, из того светлого, мощного, не омраченного конкуренцией с олимпийцами, времени, что описал Яков Голосовкер в зачитанной до дыр детской книжке «Сказания о титанах».

Сегодня в гостях у Advertology.ru Антон Чумак - питерский певец нефти. Не только, нефти, конечно, есть у него и кубическая, «выступающая» из руды или травы, как плита из болот, «артефактура», готовая при другом, «отлитом» раскладе упрямо «откосить» от формы вольным пузырем или вмятиной, тут же заполненной водой, а то и выдавленной, «обратной» маской, котоую, как раковину, покинуло лицо. Говорящий такой, живой супрематизм, пульсирующий объект, смыслообразующее Нечто.

Работа художника Антона Чумака
Работа художника Антона Чумака
Работа художника Антона Чумака
Работа художника Антона Чумака
Работа художника Антона Чумака

Однако же, нефть - последняя тема художника. Она объединяет его с салом и войлоком Бойса и парафином Барни. Нефть Чумака -  продукт переработки, как, собственно, и неоклассицизм (а Чумак - Питерский, «фабричный» неоклассицист). Оказывается, «нефть» - и слово-то питерское:  «петролеум» происходит от греческого petra скала, камень и латинского oleum масло. Стало быть, северная, болотная, русская, трудовая, черная кровь Петрова града. Текущая по жилам завода, она, точно уголь Чернихова, рисует-возводит изящные конструктивистские храмы - то ли мечети, то готику для мифических огнепоклонников. Прототип - нефтеперерабатывающий завод недалеко от Питера. Всякий знает: инженерные функционалы покинутых промзон наделены архаическими вирусом, точно так же, как дышит им лишь с виду атеистический трудовой  энтузиазм. Закроем глаза:

«В результате  археологических разведок в восточной Прибалтике был обнаружен уникальный храмовый комплекс культуры огнепоклонников. Благодаря аэрокосмической съемки был выявлен крупный водоем, который изначально имел правильную прямоугольную форму. После этого местность в районе впадения реки Черной в реку Волхов была подвергнута трехмерному стратиграфическому сканированию. В результате данного исследования был выявлен храмовый комплекс, существовавший на данной территории на рубеже 2-3 тысячелетия новой эры. Так же были проведены археологические разведки на местности, в ходе которых были обнаружены уникальные артефакты той же эпохи.

Анализ материалов носит предварительный характер, но уже сейчас можно сделать некоторые выводы. Находки подтверждают, что на территории между Балтийским морем и Ладожским озером существовала достаточно высокоразвитая цивилизация. Так же очевидно, что ее жители поклонялись огню традиционно для северных регионов. На всех найденных артефактах присутствуют следы высоких температур, что позволяет предположить о «катастрофическом» сценарии, постигшем эту цивилизацию. Так же данные находки косвенно подтверждают возможность существования еще не обнаруженного города в дельте реки Невы, под разными именами фигурирующего в древних эпосах».

Работа художника Антона Чумака
Работа художника Антона Чумака

Мы пускаем файл с вопросами по Интернету, и разговор с художником выглядит, как азбука Морзе - с пробелами, в которые свистит разряжено-странный ветер - совсем как свет сквозь сеть нефтяных минаретов.

Что такое для вас миф? Только эстетическая реальность? Что для вас нефть? С ней работал Барни, с ней работают концептуалисты социальщики...

Миф для меня основной способ взаимодействия с реальностью. Я ставлю поэтику вперед философии. Я «Неоварвар», люблю цвет, запах, есть мясо с ножа, но стараюсь не отставать от технологий, так как это наше «оружие». Нефть это «дар богов», это то чему надо поклоняться. Раньше люди зависели от солнца или дождя, а теперь от нефти. Меня еще в детстве впечатлила вторая часть фильма «Безумный Макс». Там просто кончился бензин и ВСЕ!

Работа художника Антона Чумака
Работа художника Антона Чумака
Работа художника Антона Чумака

Я специально оставляю за скобками социальный вопрос нефти. Для меня это тоже самое, что говорить о социальной значимости золота или продовольствия это слишком очевидно. Возможно, ли говорить о социальной значимости для древних египтян, плодородного ила, который оседал на полях после каждого разлива Нила? Так же и с нефтью.

Что за этнос представлен на витринах? Фибулы, кресты, храм огня - одновременно функциональный и сакральный комплекс. Расскажите о духе вашей цивилизации. Ведь певец индустриального нутра цивилизации Макс Гигер - не «брат» вам?

Работа художника Антона Чумака
Работа художника Антона Чумака
Работа художника Антона Чумака

Артефакты в витринах это наше время и собственно то, что от нас может остаться после применения «фильтра времени». Мне не интересна «перекомпозиция» идей или образов. Я обращаюсь к действительности как к первоисточнику. Это как читать поэзию в оригинале.

Питер - гнездо концептуальной неоклассики. Кто живет в вашем «теремке»? Что за порода людей?

Если это вопрос про Питер, то вообще я противник выделения отдельного «Питерского дискурса» как такого. Для меня нет разницы между Питерским художником, Московским, Берлинским и так далее. Характерные черты может и есть, определенная склонность к эстетизму. Но все очень разные.

Направление, в котором Вы работаете, мне кажется, не вписывается в стиль обычной череды галерейных выставок. А как вы видите идеальную выставку своих работ?

Я в основном работаю с объектами и инсталляциями. Это не самые ходовые жанры для галерейных пространств. Так что, наверное, мне ближе музеи. И в идеале я бы хотел «разгромить» реальный дворец механическими монстрами. Устроить демонстрацию победы Силы над изяществом.

Ну, тут художник явно лукавит: изящество, насколько терпит это слово тяжелая, добывающая индустрия, присутствует и в угольных «эскизах», и в акриловых туманных чертежах из нефтяных потеков - в самом этом жанре исчезающего «наброска», проявляющейся из беспамятства «тени», скелета, эйдоса, разменивающего послезавтра на позавчера.

Второе звучание слова «нефть», осевшее в русском, восходит к греческому ναφθα и персидскому «нефт» - и далее к аккадскому «напатум», означает вспышку, воспламенение. И вот ее-то Чумак заключает в совершенные, замкнутые формы-контуры бочек, железнодорожных цистерн, да еще и пускает их ритуальной вереницей-составом. Спроецированный на металл живой огонь, сдержан формой и являет собой, конечно, «чисто питерский» проект. Огонь из бочки - ни ногой! Скелет дворца и бочка-оболочка полярны, как Культура-1 и Культура-2 в известной книге Владимира Паперного.

Работа художника Антона Чумака
Работа художника Антона Чумака
Работа художника Антона Чумака
Работа художника Антона Чумака

Вы пускаете по железным дорогам цистерны с огнем. Что за физиология у этой земли с нефтяными недрами и огненной цивилизацией? Что за экономика?

Природная основа экономики человечества все время меняется. Вначале это, наверное, была пища, затем человеческий ресурс, потом золото, уголь, каучук и так далее. Сейчас основа это то, что хорошо горит: нефть и газ. Так что, наверное, сейчас «огненный» век.

В Питере-Ленинграде масса интереснейших памятников конструктивизма, многие заброшены, это своего рода готика, оппонент сталинского ампира в Москве. И это, безусловно, большой стиль. Вы и вырастили из него некий бигиндастриэл, фантастический Чикаго - в рисунках и скульптурах. Расскажите о своем понимании Большого стиля.

Для меня наоборот готика - это Москва. Там есть и реальный средневековый слой, и Сталинские высотки. Конструктивизм это отдельная история. Петербург это постоянный конфликт дворцов и фабрик. В какой-то момент фабрики победили и стали дворцами. Сейчас опять время дворцов. Я за фабрики. Они честнее.

Большой стиль для меня, это когда концепция и идеология проявляется во всем от планетарной архитектуры до дизайна чайной ложки. Сейчас этого нет. Хотелось бы? Не знаю. А если этот стиль возникнет и мне он будет не по душе, но надо будет ему следовать? Я, например, не люблю классицизм, но в восторге от неоклассики.

Нефть Чумака подобна Атриум-Алфавиту питерского же художника Сергея де Рокамболя: это живая форомообразующая субстанция, способная отлиться в сферы и взорваться в прах. Это, безусловно, интересное и, кажется, сугубо российское явление. Точно так же можно рассматривать, например, театр ядерного полураспада на выставке «Слой 99`9» Антона Ольшванга или превращение тряпичной ритуальной куклы Евгения Антуфьева в ницшеанский одинокий эмбрион. Архаика, к которой обращаются нынешние контемпорари-варвары, содержат одновременно и Космос, и Хаос, как, собственно, и положено. В этом отношении варвар - честен.

Как вы видите себя в ряду таких мифодизайнеров, как Антон Ольшванг, Евгений Антуфьев?

Я думаю, в этот ряд меня должны поставить или исключить из него искусствоведы в дальнейшем. Я против поспешного анализа. Тенденции должны отстояться. Сейчас я вижу себя скорее в одном ряду с Гинтовтом и Кифером одновременно. У них разнонаправленные векторы, у первого мечта, у второго крах. А  у меня проект как раз о катастрофе и мечте одновременно.

На открывшейся недавно в галерее ARTRU выставке «Цена» цистерна Чумака прострелена, искорежена, опалена пулями, будто живое тело. Большая капсула расстреляна малыми, как храм - людьми.

Цена нефти - цена жизни. Это выглядело бы пророческим вуду, если бы не реалии сегодняшнего дня. Арт-объект - трагический трофей новых варваров, ополчившихся на римское величие простого вместилища Силы.

Работа художника Антона Чумака

Вспомним об изначальной функции храма - зернохранилище. Сакральной же основой римской цивитас была вода, бьющая в ключах, вольно текущая из фонтанов, поднимаемая в города по акведукам и собираемая в круглые резервуары-цистерны - и то, что изливалось за пределы неприкосновенного объема, было доступно каждому.

Чумак интересен тем, что из Питера, слепленного по образу Рима-Милана, что он неоклассик с фабричным, суровым уклоном, что он варвар, указавший контемпорари арту иное иное, не менее древнее, чем общественный туалет, «места ообщего пользования».

А дизайнерам и рекламистам, сие, безусловно - неразменная монета в копилку территориального брендинга и вездесущей bigidea, в основе которой - метафизический смысл и символический код бытия.

Что слышно о нефти:

По химическому составу и происхождению нефть близка к естественным горючим газам, озокериту, а также асфальту. Эти ископаемые объединяют под общим названием петролитов.

Природные битумы использовались в качестве вяжущего материала в строительстве. Именно битум применялся при строительстве стен Иерихона и Вавилона.

Вавилонский царь Навуходоносор II топил нефтью гигантскую печь, и в ней, согласно легенде, попытался сжечь трёх еврейских юношей, что ему не удалось.

В Древнем Египте нефть использовалась для бальзамирования умерших, а в Древней Греции - в качестве зажигательной смеси  (так называемый «греческий огонь»).

Комментарий к названию статьи:

«Пастухом ануса фараона» в Древнем Египте именовался врач Имхотеп. Качественные продукты жизнедеятельности были в древности столь же важны, как и профессионализм, мудрость и духовная чистота.

Художник Антон Чумак

Юлия Квасок
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article107015.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100