Натуральный сок: 100-процентное надувательство?

Дата публикации: 10.02.2005
Раздел: Статьи

РЕКЛАМА не врет: каждый из нас хочет дать своим близким и себе все самое лучшее. В магазине мы придирчиво рассматриваем коробки с напитками. Покупателям известно: "нектар" - это смесь сока с водой и сахаром, в которой по ГОСТу натурального сока может быть всего 25–50%. "Напиток" - еще меньше. Ага! Вот и нужная надпись: "100-процентный сок". Это значит - отжато из фруктов, без консервантов, без сахара, без лишних добавок.

А ВОТ и не так! 95% производителей плодово-ягодных и овощных соков сегодня делают свой товар не из натурального сырья, а из концентрата. Это не секрет. Правда, они не спешат признаваться, какую же часть "100-процентного" сока этот концентрат составляет.
Подобный натуральный сок называется "восстановленным". Делается он следующим образом: из плодов выжимают сок, концентрируют его (чаще всего выпаривают), удаляя воду. Сохраняются ли при этом витамины и насколько хорошо - вопрос научных дискуссий. Но в одном ученые едины: фрукт после любой тепловой обработки - это уже не то, что фрукт, сорванный с дерева.
После всех процедур получается масса, по консистенции похожая на мед. В процессе дальнейшего производства сока ее разводят в основном очищенной питьевой водой. В теории количество добавляемой воды должно быть таким, чтобы доля растворимых сухих веществ в восстановленном соке соответствовала доле сухих веществ в исходном соке. Но это только в теории.


Как объяснили "АиФ" во ВНИИ консервной и овощесушильной промышленности, по стандарту, например, яблочный сок должен содержать не менее 11,2% растворимых сухих веществ. То есть разрешается и более, но минимум - 11,2%. Можете себе представить? Производитель берет концентрат, разводит его водой в пропорции один к 5–6 и со спокойной душой пишет на этикетке "100% сок".
"Разрабатываются международные и национальные стандарты, в которых указывается доля растворимых сухих веществ в восстановленных соках, - говорит профессор Эдуард Гореньков, замдиректора ВНИИ по научной работе. - Битва идет не то что за проценты - за каждую десятую их долю! Судите сами. Концентрат яблочного сока стоит чуть дороже доллара за килограмм. А из килограмма можно приготовить пять литров сока. Ну хорошо, четыре, если вы супердобросовестный производитель. И каждый литр продать за доллар".
Редкие производители предлагают на рынке так называемый "сок прямого отжима". Это действительно свежевыжатый сок. Но разве это бизнес? Из килограмма яблок получается только 600–650 миллилитров сока. "Конечно, проще брать деньги за воду, чем за натуральный сок", - резюмирует профессор.
Более того, чаще всего российские производители занимаются тем, что "бадяжат" импортные концентраты, которые везут из Израиля, Испании, Германии и т. д. Остается только гадать, насколько натурально ввозимое сырье. По идее, импортную продукцию должна проверять санитарная служба. Она и проверяет, но лишь на безопасность и отсутствие вредных для организма веществ. Так что, пьем ли мы разбавленный натурпродукт или ароматную синтетику - большой вопрос. В каких пропорциях это разбавлено, редко кто контролирует. Летом экспертизу провел центр испытаний Конфедерации обществ потребителей. Отобрали 17 образцов соков, в том числе очень широко разрекламированных. Выяснили, что 9 из них - никакие не соки.


"Понятия "100-процентный сок" в ГОСТах нет, - говорит Э. Гореньков. - Закон требует, чтобы на этикетке было ясно указано: "Сок восстановленный" или: "Изготовленный из концентрированного сока". Или: "Сок прямого отжима". Если же производитель пишет, что его сок "100-процентный" - это просто 100-процентный обман доверчивых покупателей".
"АиФ" рекомендует:
° Стопроцентно только то, что растет на дереве. Даже если вы выжали сок из яблока собственными руками - это уже не то, что в свежем яблоке.
° От любых манипуляций сок обедняется. Скажем, осветленный - хуже, чем первозданный, хотя тот и мутный на вид.
° Полезнее соки с мякотью: в них содержатся пектины. Они связывают вредные вещества, выводя их из организма. Пектины есть в персиковом, абрикосовом, яблочном и других соках с мякотью.

Вероника СИВКОВА
Фото Эдуарда КУДРЯВИЦКОГО
"АиФ"

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article10655.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100