"Мы будем строить для себя"Дата публикации: 28.02.2012 Раздел: Интервью Один из крупнейших игроков на рынке розничной торговли электроникой Media-Saturn Russia займется девелопментом. Компания столкнулась со сложностями при поиске новых торговых площадей: в России строят недостаточное количество крупных торговых центров. Чтобы решить этот вопрос, компания сама будет строить магазины. Первый должен открыться в ближайшие пару лет, об этом «Маркеру» рассказал директор по операционной деятельности Media- Saturn Russia Гидо Обервальд.
Каким для вашей компании стал прошлый год?
Он был успешным, особенно IV квартал. Это результаты нашей акции, посвященной пятилетию присутствия компании в России. Мы разыграли по одному автомобилю на каждый магазин и предоставляли подарочные сертификаты на 5555 рублей при покупке техники. Плюс мы увеличили количество рекламы, и всё это вместе сработало. Мы продолжаем развиваться в России, 11 точек было открыто в 2010-м году, и пять - в 2011-м.
Почему в 2011 году было открыто вдвое меньше магазинов?
Это связано с ситуацией на российском рынке коммерческой недвижимости. Мы не можем открывать магазин абы где. У нас есть свои требования к торговым центрам. Нам нужно 3-3,5 тыс. кв. м торговой площади. В центре обязательно должен быть большой супермаркет с едой, для мужчин должны быть какие-то строительные магазины, фуд-корт с известными брендами и, конечно, большое количество магазинов одежды. Если всё это есть, то мы захотим открыться в этом торговом центре. Мы бы хотели открывать намного больше, у нас есть на это деньги, но нет подходящих вариантов.
А по статистике, говорят, Россия уже начала обгонять Америку по количеству строящихся торговых центров.
Здесь все равно строятся не такие торговые центры. Раньше в стране бизнесмены куда чаще вкладывали €200-300 млн в строительство молла. Но теперь никто не хочет тратить такие деньги, если нет четкой уверенности, что они вернутся. Рынок недвижимости в России очень непрост с точки зрения ритейлера. В стране почти не представлены международные бренды в девелопменте. Ситуация такова, что очень часто люди, которые строят торговые центры, никогда не имели опыта в этой области. Они не хотят сильно рисковать, строят не очень большие центры. Поэтому сейчас очень мало больших привлекательных торговых центров и очень много маленьких. Такие торговые центры работают по принципу палаток, очень популярных в 1990-х, но это прошлый век! Если посмотреть на поведение потребителей из больших городов, то становится понятно, что они хотят видеть не палатки, а моллы с развлечениями, куда можно поехать всей семьей в выходной день и провести пять часов. У нас сейчас очень много предложений, но если мы понимаем, что туда будет неинтересно ходить, то мы не откроемся там. Нам не хватает со стороны рынка коммерческой недвижимости интересных объектов с интересной концепцией и с обязательной развлекательной составляющей.
Тогда, может, вам по примеру IKEA строить торговые центры для себя?
Да, мы будем строить для себя, но это тоже не так-то просто. Мы надеемся, что в ближайшие пару лет откроется первый магазин, построенный нашими силами. Но здесь есть свои сложности. Мы не будем просто строить Media Markt посреди леса. Нам нужен ритейл-парк, в котором еще будут находиться, например, «Ашан» и Obi. Ритейл-парк - это место, в котором расположено несколько крупных магазинов, объединенных парковкой. В России пока таких мест немного, но, очевидно, их число будет стремительно увеличиваться. В Польше и Германии тоже прошло какое-то время, прежде чем такая практика стала распространенной. Сейчас там больше ритейл-парков, чем торговых центров.
Как развивается ваш интернет-магазин?
В прошлом году мы запустили интернет-магазин. Сейчас в нем представлено более 25 тыс. наименований товаров. Получается, что мы самый большой онлайн-магазин техники в России. Цены там примерно на том же уровне, что и в офлайновых магазинах. В первую очередь интернет-магазин интересен нашим офлайновым покупателям. Сейчас наблюдается тенденция: перед тем как приехать в магазин, они выбирают товар в интернете. Также мы появились в айфонах наших клиентов. Уже запущено приложение для Saturn, где можно ознакомиться с нашим ассортиментом, и в марте будет запущено для Media Markt.
Ритейлеры говорят о другой тенденции. Люди смотрят на товар в офлайновом магазине, а потом заказывают его в онлайн-магазине с наиболее доступной ценой.
Такая тенденция есть во всем мире. Но здесь вопрос в доверии к компании. Покупателя движет к покупке не только низкая стоимость товара. Он хочет быть вдохновлен на покупку, его нужно проконсультировать о товаре, и он должен знать, что у него есть возможность вернуть товар, если он окажется бракованным. Ценовая разница тоже важна. Вопрос в том, какая она. Никто не будет покупать в интернете, если будет разница в 10 рублей. А если разница слишком большая, например, на 20%, то возникает вопрос - за cчет чего? Вдруг этот товар - подделка?
Есть ли различия в пристрастиях покупателей в разных регионах?
Различия есть в магазинах даже внутри одного города. Например, сумма среднего чека в магазине Media Markt на проспекте Вернадского на 15% больше, чем в магазине на Белой даче. Проспект Вернадского - довольно богатый район, там покупатели меняют свой еще не старый, современный телевизор на еще более тонкий, покупают еще один ноутбук в семью. А в Белой даче в основном покупатели приезжают из Подмосковья и удовлетворяют свои первичные потребности, покупают первые ноутбук, телевизор или смартфон.
Планируете ли вы сотрудничество с кем-то из конкурентов?
Конкуренция есть, и она ощутима. Сотрудничество запрещено Федеральной антимонопольной службой, но в принципе нам и не нужно ни с кем сотрудничать. Мы развиваемся самостоятельно, и у нас есть на это собственные средства. В этом году мы рассчитываем открыть не менее пяти магазинов в России, у нас сейчас находится в активной стадии переговоров еще 20 проектов. Маркер Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article101958.htm |