Статьи

Многоканальная комбинация

Многоканальная комбинация

Группа «Видео Интернешнл», крупнейшая на российском рекламном рынке, лишилась влиятельного лоббиста. В середине ноября с поста советника президента РФ со скандалом уволен один из ее основателей, бывший министр печати Михаил Лесин.

С тех пор участники рекламного рынка пытаются ответить на вопрос: сможет ли теперь «Видео Интернешнл» удержать в своих руках продажи рекламы на телеканалах, собирающих более 60% российской телеаудитории.

Министром по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаил Лесин стал десять лет назад, в 1999-м. С тех пор почти в каждом своем большом интервью он отвечал на вопросы, связанные с «Видео Интернешнл» (ВИ). Отвечал всегда отрицательно, говоря, что с крупнейшим игроком российского рекламного рынка его давно уже ничто не связывает. Рекламное сообщество тем не менее продолжало считать экс-министра, а с 2004 года советника президента РФ одним из основных лоббистов группы.

Так уж совпало, что вскоре после того, как зампред Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) Михаил Лесин стал медиаминистром, резко пошли в гору и дела ВИ. В 1999-м группа заключила пятилетний договор на продажу рекламы на «Первом канале», тогда называвшемся ОРТ. Правда, к этому моменту у нее уже был аналогичный договор с холдингом ВГТРК, которому принадлежал главный конкурент «Первого» - телеканал «Россия», в то время РТР. Однако в первый послекризисный год это никого не удивило, тем более что единственный конкурент ВИ, компания «Премьер СВ», к тому моменту разорился.

Десятилетие с 1999 по 2009 год прошло под знаком ВИ. Крупнейшие телеканалы регулярно перезаключали с группой долгосрочные контракты на обслуживание. По данным TNS за январь-ноябрь, в этом году доля аудитории 12 эфирных каналов, имевших с ней эксклюзивные контракты («Первый», «Россия», СТС, ТВ-3, MTV и другие), составила 57,2%. У основных конкурентов - компаний «Газпром-медиа» и «Алькасар» (НТВ, ТНТ, РЕН ТВ, «ТВ-Центр», «Пятый канал») - этот показатель составлял всего 30,84%.

Полтора месяца назад чаша весов, на которой расположилась ВИ, еще сильнее ушла вниз: сразу два клиента «Алькасара» - РЕН ТВ и «Пятый канал» решили с 2010 года перейти на обслуживание в ВИ. В аудиторных показателях 2009 года это означает, что доля каналов «Газпром-медиа» и «Алькасара» упадет до 24%, а у ВИ вырастет до 64%. В денежном выражении крупнейший в России продавец рекламы также занимает больше половины телерекламного сегмента. Заявленный им товарооборот в 2008 году составил 102 млрд руб.- 74% всех телерекламных денег, которые Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) оценила в 137,6 млрд. Правда, надо учитывать, что ВИ указывает общий товарооборот, не выделяя доходы от других видов деятельности.

Наступление ВИ вынудило «Газпром-медиа» нарушить привычный нейтралитет. Раньше гендиректор холдинга Сергей Пискарев поддерживал концепцию единого рынка маркетинговых услуг, с помощью которой ВИ с 2000 года успешно противостояла проверкам Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Суть этой концепции сводится к тому, что выделять телерекламу из общего рынка маркетинговых услуг некорректно. Рекламодателя никто не вынуждает покупать рекламу именно на телевидении, он может передать свое сообщение и через прессу, радио, интернет, наружную рекламу. При таком подходе рыночная доля ВИ гарантированно не превышает 35%. «Утверждение о том, что на телерекламном рынке существует монополия, на мой взгляд, достаточно спорно,- рассказывал Сергей Пискарев газете "Коммерсантъ" в 2006 году.- Этот рынок не является замкнутым пространством, он часть рекламной индустрии, один из рекламоносителей».

В последнем интервью глава «Газпром-медиа» поменял позицию. «С таким же успехом ФАС могла бы рассматривать цементный рынок как часть рынка стройматериалов»,- сказал Сергей Пискарев РБК. Не нравится цемент - девелопер свободен в своем выборе и может строить дома из досок, кирпича или картона. ФАС между тем уже начала расследование, поводом для которого стали заключенные ВИ контракты с РЕН ТВ и «Пятым».

Юристы неоднозначно оценивают предложение Сергея Пискарева провести параллели между рекламным и строительным рынками. «Эти сравнения вряд ли уместны»,- считает руководитель группы по антимонопольному регулированию юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Елена Соколовская. По ее словам, для признания телерекламы отдельным рынком надо анализировать совокупность факторов: методика определения рынка, его географических и продуктовых границ содержится в приказе ФАС №108 от 25 апреля 2006 года.

И все же телереклама имеет ряд признаков, которые позволяют выделить ее в отдельный рынок, считает исполнительный секретарь Рекламной ассоциации муниципальных образований, кандидат юридических наук Вадим Нечуй-Ветер. «Понятно, что услуги по распространению рекламы включают в себя телевизионную, наружную и другие виды рекламы. Однако содержание этих услуг позволяет утверждать, что они совершенно разные,- полагает он.- Рекламодатели могут различать эти услуги прежде всего по стоимости, количеству и объемам размещения, но для рекламораспространителей это два совершенно разных вида деятельности».

Еще один аргумент - порог доминирования в наружной рекламе, определенный в статье 19 закона «О рекламе», отмечает Вадим Нечуй-Ветер. Для участия в конкурсах на использование муниципальной собственности в рекламных целях компания должна владеть менее чем 35% площади информационных полей в муниципальном образовании. «Поскольку такой подход уже применен законодателем в "наружке", не исключено, что аналогичные положения могут ввести и в отношении рекламы на государственном телевидении»,- говорит он.

Эти соображения остались бы умными, но досужими рассуждениями, если бы не внезапное увольнение Михаила Лесина из администрации президента РФ. На следующий день после объявления об отставке источник в администрации президента Дмитрия Медведева рассказал «Интерфаксу» о том, почему глава государства решил расстаться с советником. Господину Лесину вменялись в вину «систематические дисциплинарные нарушения» и «несоблюдение правил госслужбы и этики поведения госслужащего».

Внезапная опала всесильного в прошлом медиачиновника вкупе с возросшей активностью ФАС дают «Газпром-медиа» и «Алькасару» шанс восстановить позиции на рынке. На прошлой неделе Сергей Пискарев обратился к главе ФАС Игорю Артемьеву с просьбой возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства, так как «в отношении конкуренции телекомпаний за аудиторию и рекламодателя существуют проблемы». Глава «Газпром-медиа» считает, что ряд крупнейших российских медиахолдингов объединил продажи своих рекламных возможностей, заключив договоры с ВИ: это ВГТРК, «Проф-медиа» (ТВ-3, «MTV Россия», 2х2), СТС Media (СТС, «Домаший», ДТВ), а также недавно подписавший контракт на 2010-2012 годы «Первый канал», в совет директоров которого как советник президента входил Михаил Лесин, и с 2010 года - «Национальная медиагруппа» (РЕН ТВ, «Пятый канал»). Господин Пискарев квалифицирует действия вещателей и ВИ как согласованные, так как группа осуществляет пакетирование, когда цена рекламы на одном канале зависит от объемов размещения на других станциях из «пакета». По его мнению, таким образом сформированы «нерыночные условия в отношениях рекламодателей с остальными телекомпаниями».

Если претензии конкурентов ВИ будут восприняты всерьез, на телерекламном рынке произойдут серьезные изменения. Очевидно, что перевод «Первого» или «России» на обслуживание из ВИ в «Газпром-медиа», который продает другой канал из первой федеральной тройки - НТВ, невозможен. Это создало бы нового монополиста. Остается независимый «Алькасар», принадлежащий частным лицам. «Продажа рекламных возможностей "Первого" через эту компанию выглядит логично, особенно с учетом того, что такое предложение каналу было сделано»,- считает гендиректор агентства Optimum Media Buying Николай Ануфриев. Гендиректор компании Петр Рыбак подтвердил, что этой осенью направлял на «Первый» предложение, оценив свои комиссионные за продажу федерального эфира в 10%. Аналогичная услуга от ВИ сегодня обходится «Первому» в 12% комиссионных. В 2008 году выручка ОАО «Первый канал» составила, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», 29,3 млрд руб., включая НДС.

Другой вариант - перевести весь холдинг ВГТРК на рекламное обслуживание в специально созданную селлерскую структуру. Сделать это пообещало пять лет назад руководство ВГТРК. Подписывая очередной пятилетний договор с ВИ на 2005-2009 годы, «Первый», который не получает бюджетных денег, поставил группе условие: через какое-то время прекратить обслуживание дотируемой «России». Руководство ВГТРК тогда объявило в центральной прессе, что в ближайшие годы создаст собственный сейлс-хаус. Это заявление, безусловно, помогло ВИ перезаключить контракт с «Первым», но новый селлер на рынке так и не появился - государственный холдинг без лишнего шума продлил контракт с «Видео Интернешнл».

Как тут не вспомнить слова, которые руководитель ФАС Игорь Артемьев произнес летом 2007 года на заседании экспертного совета по рекламе при его ведомстве: «Телеканалы - это те же компании с государственным участием. Если государство стремится к отсутствию дискриминации в случае с РАО ЕЭС и ОАО РЖД, о том же мы должны беспокоиться и в случае с рекламой на "Первом", "России"». Чиновник тогда оценил вероятность того, что правительство применит аукционную систему в случае с закупками рекламы на государственных телеканалах, в 90%.

Словом, к курирующему рекламу заместителю руководителя ФАС Андрею Кашеварову накопились вопросы. Так, если ВИ все же будет признана монополистом, как антимонопольное ведомство будет пресекать злоупотребления доминирующим положением: заставит группу продавать часть рекламы на электронной бирже, чтобы определить справедливую цену, или запретит крупнейшим федеральным телеканалам заключать новые контракты с ВИ? Но ведь биржа до сих пор не создана, а все контракты уже подписаны и большинство из них истекает после 2012 года.

У Андрея Кашеварова на все вопросы был заготовлен один многозначительный и туманный ответ: «Любые изменения в расстановке сил на рекламном рынке могут повлечь изменения в подходах к его регулированию».

Тимур Бордюг, "Ъ-Деньги"
Advertology.Ru

06.12.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, сторонникам, однополчанам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Дураки» и «Дороги». (226)
    «Дураки» и «Дороги»: «…». Цитата: Премьер Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что его партия продолжит ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Примечания и Дополнения». (750)
    Примечания и дополнения: «…». Цитата:Цитата: Источник видео. Цитата: Источник видео. Цитата: ...
  • Общая Теория Рекламы: «Варвар» и «Еретик». (132)
    «Варвар» и «Еретик»: «…». В России, в силу знака преобладания Систем ИСО>ЕСО, проблема адекватности ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Фанаты и Жизнь». (356)
    Фанаты и Жизнь: «…». Цитата: Pictured: Five of the most bizarre soccer stadiums in the world, from one in ...
  • Всеслышащее ухо России (2)
    Спасибо изучу
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, соратникам ... ...

на правах рекламы

29.09.2024 - 18:12
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация