Статьи

Брендом по бездорожью?

Брендом по бездорожью?Когда в начале сентября бельгиец Геррит Сикс решил "продать" на интернет-площадке eBay свою родину, он хотел прежде всего привлечь внимание к остроте разногласий между разбогатевшими на севере фламандцами и сравнительно обедневшими на юге франкофонами.
Но шумная история неожиданно высветила: противоборствующие стороны вообще ничего, кроме старого короля, шоколада и пива, не связывает. От Бельгии как некой целостности остались лишь фрагментики привлекательного бренда, и все понимают, что наличие в Брюсселе штаб-квартир НАТО и ЕС в лучшем случае оттянет кончину некогда искусственно созданного государства.

Россия в отличие от Бельгии комфортной жизнью не избалована, а центростремительные тенденции - следствие непреклонной воли нынешнего президента и высоких темпов экономического развития - пока доминируют над центробежными. Но у страны нет легко узнаваемого позитивного бренда, способного не только притягивать дополнительные инвестиции и потоки туристов, но и тешить самолюбие ее жителей. Трехцветный стяг, двуглавый орел и гимн с неоднократно правленным текстом - это все атрибутика. Бренд же скорее сродни "общенациональной идее", которую по команде сверху искал в 90-е годы помощник Ельцина Георгий Сатаров, но так и не нашел и опустил руки. А зря.

На различных этапах эволюции государств и обществ точно избранный бренд, т.е. то представление о себе и/или своей стране, которое люди хотят донести до внешнего мира, может, если не противоречит реальности, играть важную роль. Когда Испания, избавившись от диктатуры Франко, избрала своим брендом добродушное солнышко со словами "Tour Espana" ("Посетите Испанию"), нарисованное Хуаном Миро, это было свежо и радостно, как наступление яркой весны после затянувшейся зимней непогоды. Туда сразу же захотелось ехать. Когда Новая Зеландия эффектно "застолбила" за собой лаконичный девиз "Pure" ("Чистая", "Девственная"), даже скептики были вынуждены признать, что маловразумительный образ периферийной страны с нелетающими птицами киви за относительно небольшой период времени поменялся на образ этакого "рая на земле", пусть далекого, но желанного и, уж несомненно, с экологически безупречной бараниной.

Конечно, не всегда игры с брендами удачны. Недавно Македония выбросила уйму денег, пропагандируя незнамо что, если только не сам факт своего существования. Сейчас по ее стопам пошла Армения, запустившая по каналу Euronews телевизионную рекламу самой себя с торжественным обобщением в финале: "Армения. Путь Ноя. Ваш путь". Вряд ли стоит рассказывать, каким образом оказался (если он вообще там оказался) на нынешней территории Армении Ной. Но и иудеи, и христиане знают, что путешествие 600-летнего ветерана труда протекало отнюдь не по выверенному маршруту, да и приятным не было. Без малого год, если кто забыл, болтался Ной со товарищи по умножавшейся воде, боясь высунуться из ковчега. И уж совсем неясно, каким образом его "путь" следует ассоциировать с превращением Армении в... "бизнес-центр".

Однако ошибки, допущенные имиджмейкерами других государств (отсутствие четкого понимания того, что промотируется, желание за 20 секунд или в трех словах "объять необъятное" и т.д.), не должны, на мой взгляд, априори дискредитировать любую попытку создания успешного бренда современной России.

Подчеркну: речь идет именно о бренде, а не о краткосрочных рекламе или упражнениях в области пиара. Бренды государств, если говорить об осознанной работе людей, а не о привередливой кисти истории, создаются минимум на десятилетие, и предполагается, что изменение соотношения политических сил или избрание нового президента не должно на них мгновенно отражаться - иначе затея лишена смысла. Могут, а порой и обязаны меняться лозунги, упаковка, но не суть. Самый дорогой в мире бренд, чья стоимость оценивается уже в 70 млрд долларов, принадлежит Coca-Cola, меняющей рекламные лозунги довольно часто. В период с 1990 по 2001 год таковых было, например, четыре. Но белая вязь на красном фоне, которой выписано название материнского напитка, и специфический вкус жженого сахара, выдаваемый за совершенство, кардинальных изменений не претерпевали.

И тут мы подходим к, пожалуй, самому главному вопросу: что может он представлять собой, этот бренд России? Водку, матрешек, "олигархов", АК-47 и холода отбрасываем сразу. Думаю, все согласны. Но что остается? Увы, первой на волнах моей памяти все равно колышется констатация негативная - про дураков и дороги. Чур ее, чур! Следующая - Тютчев с его печальным "умом Россию не понять", догоняемый стонущей волной от Губермана: "Пора уже, ... мать, умом Россию понимать!" Не взять ли это за основу? И по-английски звучать будет вроде бы неплохо. Потом - телемост с российскими школьниками, осваивающими новые учебные пособия по истории. В конце клипа парочка молодоженов целуется на фоне какой-нибудь скульптуры Зураба Церетели в Парке Победы. Посыл: мы сильны, патриотичны, но не агрессивны.

Если этот семантический ряд кажется неубедительным, можно творчески развить тезис, приписываемый канцлеру Германской империи Бисмарку: "Русские долго запрягают, но быстро едут". В данном случае акцент, естественно, надо сделать на второй части предложения. Видео, уверен, будет завораживать: опостылевшие мучения с демократией 90-х годов красочно уступают место динамичному экономическому росту последних семи лет. Лозунг (по-английски): "Russia. Moving fast. In the right direction".

Безусловно, есть и другие варианты - и с невредной самоиронией, и без. Весьма актуальным выглядит, например, наблюдение еще одного немца - публициста Иоганна Зейме (1763-1810), убедившегося задолго до Герхарда Шредера: "Россия - страна возможностей". Но - загвоздка! - провозгласить себя "страной возможностей" вправе любое государство. А абстракции никому не нужны.

Как фирме Nike, избравшей для себя девизом слова "Just do it!" ("Просто сделай это!") и тем самым крепко связавшей свой бренд с личными амбициями каждого человека, носящего ее обувь или одежду, нам необходимо определиться, какие достижения и/или особенности России (россиян) хотим впечатать в подкорку иноземцев мы. Легендарную непобедимость? Не имеющую аналога способность к регенерации? Русскую смекалку? Всегдашнее гостеприимство? Восхитительно разнообразную природу? Общность судьбы (в отличие от фламандцев и франкофонов) многочисленных народов, населяющих российские земли? А определившись, приступать к соответствующей работе. Она неизбежна и выходит далеко за рамки пропагандистского обеспечения Олимпийских игр в Сочи. По мнению руководителя компании Saffron Brand Consultants Уолли Олинса, одного из ведущих мировых экспертов по брендам, уже через 20 лет наличие в правительстве той или иной страны единого департамента, отвечающего за имидж государства, туризм и прямые иностранные инвестиции, станет стандартной практикой. Если так, то не лучше ли одними из первых занять места в поезде будущего?

Дмитрий Воскобойников
izvestia.ru

28.09.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.04.2024 - 06:05
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация