Статьи

Дилеры меняют драйверы

Дилеры меняют драйверыМноголетнее дилерское ралли российского авторынка сегодня продолжается благодаря расширению клиентской базы за счет регионов и изменению потребительского поведения.

Уже не первый год эксперты автомобильного рынка ошибаются в прогнозах, обещая снижение темпов роста продаж новых иномарок на российском рынке. Между тем продажи растут на 60−70% в год в течение уже нескольких лет и в этом году увеличиваются теми же темпами. Ошибки в прогнозах связаны с попыткой описывать динамику развития рынка с учетом ограниченного ряда факторов – роста благосостояния населения и развития автокредитования.

На первом этапе драйвером роста продаж, основной объем которых был сосредоточен в столицах, стали автокредиты и постепенное повышение их доступности. Однако влияние этого фактора практически достигло предела и начиная с прошлого года высокая динамика во многом обеспечивается за счет других причин. Например, начали резко расти региональные продажи новых автомобилей. Сегодня набирают силу другие факторы, также оказывающие позитивное влияние на рост продаж. К их числу относятся изменения в потребительском поведении, свидетельствующие о приближении российского рынка к западным стандартам потребления. В частности, набирающая обороты тенденция – покупатели первой волны меняют свои автомобили.

При неизменности макроэкономической ситуации стабилизация объемов продаж наступит после того, как российский авторынок отработает все возможности роста и завершит формирование своей инфраструктуры. Уровень продаж, при котором это произойдет, в первом приближении можно оценить пропорционально доле экономически активной части российского населения крупных городов, ориентированного на европейский стиль жизни. Сегодня эта доля примерно равна населению Франции (60 млн человек), которое в условиях сформировавшегося рынка порождает спрос на уровне 3 млн новых автомобилей в год.

Точка отсчета

В маркетинговом отчете "Иномарки в России. Итоги (1997−2006) и перспективы", подготовленном аналитическим агентством "Автомобильная статистика", приводятся данные, из которых следует, что в России продажи новых легковых автомобилей иностранных марок за последние шесть лет выросли почти в 13 раз, а затраты покупателей на их приобретение – более чем в 15 раз. Согласно оценке аналитиков, интенсивный рост рынка происходит в основном за счет притока кредитных денег – только в 2006 году на приобретение новых иномарок российские банки выдали кредиты на сумму около 6 млрд долларов.

Аналитики отмечают, что рост российского авторынка идет практически во всех ценовых диапазонах. В количественном выражении половина рынка новых иномарок приходится сейчас на два ценовых сегмента – 10−15 тыс. (27,3%) и 15−20 тыс. (23,3%) долларов. При этом отмечается тенденция роста средней цены продаваемых в России иномарок, что связано как с общим подорожанием автомобилей, так и с ростом спроса россиян на более дорогие машины.

Дело в том, что новые модели, появляющиеся на рынке, с каждым годом становятся более комфортными, все лучше укомплектованы, а вместе с числом новых опций растет и минимальная стоимость автомобиля. В результате в более высокие ценовые сегменты переходят самые популярные модели определенных марок (например, Ford Focus, Hyundai Getz, Toyota Corolla и др.). При этом бюджетные модели остаются в дефиците и, чтобы не ждать слишком долго, значительная часть покупателей берет более дорогие автомобили. Также растет число тех, кто изначально ориентируется на определенный уровень комфорта и, соответственно, готов платить за него столько, сколько требует рынок.

Новый расклад

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, в январе-августе 2007 года объем продаж автомобилей иностранных марок в России вновь вырос на 66% и составил около 1 млн машин. При этом анализ показывает расслоение брендов по темпам роста объемов продаж, что свидетельствует о появлении новых трендов.

Темпы роста объемов продаж автомобилей различных марок в этом году отличаются большей неравномерностью. Наряду с рекордсменами (Opel увеличил российские продажи на 280%) сформировалась группа марок (Hyundai, Renault, Daewoo, Mitsubishi), продажи которых росли намного ниже рынка – на уровне 20−30%.

Рост продаж автомобилей премиум-сегмента (стоимостью более 40 тыс. долларов) значительно, на 30%, превышает средние темпы роста рынка. Генеральный директор автоцентра "Автобиография" Виталий Дмитриев в связи с этим отмечает: "Дорогие машины пользуются сегодня очень большим спросом. Быстрый рост продаж в премиум-сегменте связан с ростом благосостояния, такие автомобили покупают, в частности, из соображений престижа. Этот рост существенно превышает общие показатели динамики рынка иномарок".

Еще одной особенностью сегодняшнего рынка иномарок является то, что при общем росте объемов автокредитования доля автомобилей, проданных в кредит, стабилизировалась. Как отмечает директор департамента продаж сети "Аларм-Моторс Форд" Михаил Шевельков, "по итогам первого полугодия 2007 года наша сеть заняла первое место в России среди дилеров Ford по объему продаж автомобилей в рамках программы „Форд Кредит"". Однако процент автомобилей, приобретаемых в кредит, уже третий год подряд остается на одном уровне – 52% розничных продаж".

Характерно, что среди лидеров российского рынка по объемам продаж наибольшие темпы роста в этом году показывают марки, не отличающиеся более низким уровнем цен или более выгодными условиями кредитования, а достигшие максимальных успехов в расширении региональной дилерской сети.

Провинция берет свое

Российские регионы начали пересаживаться на иномарки уже давно. Однако при отсутствии официальных дилеров во многих городах и связанных с этим проблемах технического обслуживания и гарантийного ремонта региональные потребители иномарок имели ограниченные возможности покупки новых машин и были вынуждены покупать подержанные.

Усилия импортеров по развитию дилерских сетей в регионах привели к тому, что еще в прошлом году темпы роста продаж в столицах начали отставать от общероссийских. В этом году максимальный эффект от расширения географии рынка получили марки, имеющие наиболее разветвленную сеть дилеров. В частности, дилерская сеть Ford в России уже насчитывает более 130 предприятий, расположенных в 85 городах России, что позволило в первом полугодии 2007 года продать около 82 тыс. автомобилей (на 122% больше по сравнению с аналогичным периодом 2006−го).

Потенциал роста региональных рынков стимулирует импортеров к дальнейшему расширению дилерских сетей. Директор по региональному развитию группы компаний "Автомир" Сергей Вятченков в связи с этим заметил: "Если раньше планы импортеров и, соответственно, дилерских компаний распространялись лишь на города с миллионным населением, то теперь в сферу их интересов попали города с населением 250−300 тыс. человек".

Политика импортеров дает дополнительный импульс развитию дилерской сети и на Северо-Западе, куда с интересом идут и петербургские дилерские сети. Директор по развитию автохолдинга "РРТ" Антон Черлов рассказал о завершении первого этапа выхода компании в регионы: "В начале 2007 года был построен дилерский центр Subaru в Вологде („Субару Центр Вологда"), где по субдилерскому контракту представлены также автомобили марок Volvo и Range Rover. Затем введен в эксплуатацию второй автоцентр – Opel и Chevrolet („РРТ Вологда 1"). За несколько месяцев работы мы вышли на первое место по продажам автомобилей в Вологодской области и планируем продать в 2007 году 300 автомобилей Subaru, 1 тыс. автомобилей Opel и Chevrolet, 200 – Volvo и Range Rover".

После столь удачного старта выход холдинга в другие города выглядит естественным: планируется построить дилерский центр General Motors – Opel и Chevrolet – в Великом Новгороде и по два дилерских центра в Череповце и Ярославле. Общий объем инвестиций в новые автоцентры в Вологодской области составит около 300 млн рублей, а в Великом Новгороде – порядка 100 млн рублей.

Характерно, что синхронно с развитием региональной дилерской сети начался процесс сокращения продаж автомобилей отечественных марок. По данным аналитического агентства "Автосельхозмаш-Холдинг", за первые семь месяцев 2007 года в РФ было выпущено свыше 472 тыс. легковых машин отечественных марок, что на 40 тыс. меньше, чем в прошлом году. Переключение интереса потребителей на иномарки соответствует еще одной новой тенденции – формированию на российском рынке автомобильной моды, в первую очередь моды на иномарки.

Привыкайте к новизне

Еще одним характерным проявлением этой новой тенденции можно считать формирование значительной прослойки потребителей, покупающих новый автомобиль не потому, что имеющийся физически устарел, а потому, что когда появляется новая модель, он устаревает морально. Подтверждением может послужить информация, которую привел генеральный директор компании BlueFish (дочернее предприятие Группы компаний "Рольф") Григорий Ратц на пресс-конференции в связи с началом работы в Санкт-Петербурге. По его данным, около 70% московских клиентов, поменявших свой Mitsubishi Lanser на новую модель, десятого поколения, сделали это до того, как истек срок гарантии на автомобиль предыдущей модели.

В результате у нас, как в Европе, за новинкой начинают выстраиваться очереди. Руководитель отдела продаж "Ауди Россия" Вадим Хажинский, сообщая об успешном запуске новых автомобилей этой марки, заметил: "На сегодняшний день практически все квоты на новый суперкар Audi R8 уже проданы. Audi A5, открывающий новый для Audi сегмент – Audi-купе, также был принят на ура: еще до начала официальных продаж раскуплены все премьерные автомобили". Рекордный рост продаж автомобилей Opel в этом году также объясняется в основном существенным обновлением модельного ряда и тем, что новые модели этой марки отличаются современным дизайном.

PR-менеджер службы маркетинга и рекламы управляющей компании дилерской сети "Лаура" Светлана Никонова не зря отмечает, что "регулярно появляющиеся новинки сегодня быстро находят своих поклонников". Менеджер по связям с общественностью группы компаний "МегаАвто" Александр Заводов в оценке степени влияния новинок на объемы продаж еще более категоричен: "Новинки всегда вызывают всплеск интереса. И наоборот, отсутствие новинок снижает интерес к марке. Например, продажи Kia растут, но из-за недостаточно быстрого обновления модельного ряда динамика роста снижается".

Характерно, что следовать моде и покупать новинки стремятся не только динамичные потребители автомобилей средней ценовой категории, но и покупатели моделей премиум-сегмента. Успехи марки Land Rover, показавшей почти стопроцентный рост объемов продаж, Виталий Дмитриев объясняет следующим образом: "Столь значительный прирост продаж автомобилей Land Rover связан с тем, что этот год максимально насыщен новинками. Это и новый FreeLander, и модернизированный Defender".

Логику потребителя, меняющего автомобиль, Дмитриев видит так: "У людей есть уверенность в завтрашнем дне, в постоянстве заработка. Причем как у наемного работника, так и у предпринимателя. И эти люди стараются чаще доставлять себе удовольствие, в том числе за счет покупки нового автомобиля. К тому же сейчас очень хорошо развита система автокредитования, это способствует принятию таких решений, люди спокойно расстаются со старым автомобилем и покупают новый".

Динамичное развитие дилерского бизнеса и новые тенденции в потребительском поведении покупателей свидетельствуют о формировании российского автомобильного рынка по европейским образцам. По прогнозу агентства "Автомобильная статистика", к 2010 году в России будет продаваться уже более 2,5 млн иномарок в год. С учетом российских марок суммарный объем продаж новых легковых автомобилей превысит уровень 3 млн, что соответствует сегодняшнему уровню продаж в такой стране, как Франция.    

Николай Демидов
Эксперт

26.09.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.04.2024 - 17:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация