Школа рекламиста

Ловушка ассортимента

В течение десятилетий на Западе и как минимум одного десятилетия в России большой, широкий ассортимент воспринимался как однозначное и очевидное конкурентное преимущество производителя, поставщика или розничного торговца. Не один десяток "уникальных торговых предложений" (УТП) был построен вокруг идеи о том, что "у нас есть все, что вам нужно, и даже больше; в 100 раз больше!".

Давайте вспомним, как это было в российских супермаркетах. В начале 90-х годов прошлого века кто-то (сегодня уже вряд ли удастся установить, кто именно) первым догадался объявить: "У нас три тысячи наименований товаров!". Не прошло и полутора лет, как 3000 наименований появились в каждом супермаркете, а лидеры стали заявлять о 5000, потом о 7000, 12 000, 15 000. Сегодня супермаркеты уже заявляют о 20- 25 тыс. наименований товаров, а гипермаркеты - о 40-60 тыс.

Или возьмем книжный бизнес. Обычный книжный магазин торговой площадью 200-250 кв. м сегодня предлагает нам около 20 тыс. наименований книг и "сопутствующих товаров"; самые крупные - по 50- 80 тыс. Казалось бы, красота; но все не так однозначно. Хотя поначалу россияне, особенно те, что постарше, хорошо помнящие советскую эпоху дефицита, очередей, спецраспределителей и пустых полок магазинов, с видимым удовольствием включились в потребительскую игру под кодовым названием "Наслаждайся безграничным выбором!".

Параллельно с ростом ассортимента росли и проблемы. Первая - "логистическая": управление товарно-материальными и информационными потоками при превышении объема ассортимента в 5000 наименований является нетривиальной задачей. Здесь на помощь приходят компьютеры, математические модели, теорема распределения, транспортная задача, ЕRР-системы и прочие интеллектуально- и капиталоемкие методы оптимизации затрат. И хотя, на мой вкус, количество заявлений о наличии у компании "волшебной" системы управления ассортиментом на 80% совпадает с количеством компаний, в которых с очевидностью управление ассортиментом налажено весьма скверно, логистическую проблему я готов признать в принципе решаемой.

Вторая проблема, "принципиальная", является следствием Закона Парето, или принципа неравномерного распределения ресурсов "20 на 80". В соответствии с этим законом:

  • 20% вашего ассортимента, входящего в группу А (это в самом лучшем случае, а то и 15, 10 или 5%), приносят вам 50% оборота и 80% прибыли
  • 50% ассортимента, входящего в группу В, приносят 40% оборота и 30% прибыли
  • 30% ассортимента (группа С, в состав которой может входить до 65% ассортимента) приносят 10% оборота и формируют убыток, сокращающий вашу прибыль.

Традиционное возражение против сокращения ассортиментных позиций группы С состоит в том, что после такого сокращения оставшиеся позиции ассортимента снова перераспределятся на три группы: часть позиций из группы А перейдет в группу В, часть позиций группы В - в группу С. Это правда. Но правда и то, что при грамотно проведенном секвестировании финансовый результат деятельности компании значительно улучшится. Рассмотрим условный пример, являющийся вольным обобщением нескольких вполне реальных бизнес-ситуаций. Для удобства цифры сведены в таблицу 1.

Показатель

Группа А

Группа В

Группа С

Итого

Количество позиций в ассортименте, шт.

15./ 12

50 / 43

35./ 20

100./ 75

Доля в издержках, %

25./ 26,5

50 / 53

25./ 20,5

100./ 100

Издержки, тыс. $

250./ 225

500 / 450

250./ 175

1000./ 850

Доля в выручке, %

40./ 41

50 / 51

10./ 8

100./ 100

Выручка, тыс. $

440./ 400

550 / 500

110./ 75

1100./ 975

Прибыль, тыс. $

190./ 175

50 / 50

–140./ –100

100./ 125

Рентабельность, %

76 / 78

10 / 11

–56./ –37

10./ 14,7

Итак, мы видим, что при сокращении ассортимента на 25% мы получили снижение издержек на 15%, сократилась и выручка (на 12,5%); а вот прибыльность бизнеса выросла: по массе прибыли (доходность) - на 25%, по норме прибыли (рентабельность) - на 47%!

Вот почему многие крупные западные компании (пока в основном производственные) в последние 5- 7 лет перешли от стратегии расширения ассортиментного ряда к стратегии сжатия. Когда-то давно у компании "Юнилевер" было более 4000 торговых марок. Лет семь назад портфель был сокращен до 1600 марок. Следующее сокращение, года три назад, оставило в распоряжении компании 400 брендов. Теперь идут разговоры о том, что оптимально ограничиться 160 брендами, каждый из которых смог бы получить в среднем вдвое больше ресурсов на развитие, чем сегодня.

Компания "Объединенные кондитеры" ("Рот Фронт", "Бабаевский", "Красный Октябрь") в 2003 году имела в портфеле 3000 торговых марок. 300 из них были сокращены сразу, в первый же год после объединения. Планируется, что к 2008 году будет сокращено еще 2000 марок, и с учетом возможного создания нескольких десятков новых общее число марок в объединенном портфеле не будет превышать 800-900. При этом предполагается, что оборот "Объединенных кондитеров" к 2008 году вырастет в 1,5 раза, до 900 миллионов долларов с 600 миллионов в 2003 году. И этот план более чем реален.

Кстати, если вы заметили, в последнее время ассортимент в некоторых крупных российских супермаркетах по отдельным товарным категориям (пиво, соки, сыр, пицца, пельмени и др.) ощутимо сократился.

Третья проблема, назовем ее, за неимением лучшего, "гуманистической", намного серьезней. Она связана с желанием, способностью и возможностью человека осуществлять выбор из многочисленных вариантов. И, как это неоднократно установлено экспериментально, эта способность носит весьма ограниченный характер.

Приведу только один пример, ставший уже хрестоматийным. В конце 90-х годов ХХ века в одном из крупных городов США был проведен следующий эксперимент. Выбрали два супермаркета, идентичных по месту положения, торговой площади, ассортименту, ценовой политике и профилю потребителей. В один и тот же день, в одно и то же время на входе в супермаркеты посетителям давали купон (с 30% скидкой - это очень много для США) на право приобретения джема. И в первом, и во втором супермаркете 88% посетителей взяли предложенные купоны (это нормально для США). И в первом, и во втором супермаркете 94% тех, кто взял купоны, подошли к стендам с джемом, расположенным одинаковым образом примерно в центре торгового зала. Цены на джем в обоих супермаркетах, естественно, были одинаковы.

В первом супермаркете на выбор предлагались 6 видов джема: яблочный, апельсиновый, ананасовый, сливовый, персиковый, грушевый. Во втором - 30: те же, что и в первом (точно такие же, той же фирмы, в той же упаковке) и еще 24 других: киви, маракуя, мандарин, тропические фрукты, персик-апельсин и др. В первом супермаркете покупку сделали 30% тех, кто взял купон, во втором - только 3% (!).

Мораль сей басни такова: избыточно широкий ассортимент угнетающе действует на способность потребителя осуществлять выбор, а выходя за определенные рамки, совершенно подавляет способность к осуществлению выбора. Избыточно широкий выбор в этом смысле действует так же, как отсутствие выбора.

За один поход в супермаркет средний "нормальный" потребитель приобретает товары 10-12 категорий и не склонен тратить на одно посещение более 35 минут. Этот факт установлен экспериментально (см. материалы Игоря Качалова в журнале "Практический маркетинг") и подтверждается данными исследовательского проекта "Стиль жизни среднего класса" (журнал "Эксперт", компания ROMIR-Monitoring), в котором автор работает с осени 2000 года. Вычитаем время на проход по торговому залу (5-7 минут), время, потраченное у кассы (5-7 минут), а также то, что потрачено на разглядывание товаров, которые впоследствии не будут куплены. Остается не более 15-18 минут, или по 1,5 минуты на каждую категорию. Сколько вариантов будет рассмотрено за это время? 5-6, не более. Да и то потому, что 3-4 из них - узнаваемые бренды, на идентификацию которых нужно по 6-7 секунд. 1-2 "новинки" (т.е. новые предложения, ранее не рассматривавшиеся этим потребителем) получат по 20-30 секунд внимания.

Почему же ассортимент у подавляющего числа производственных и торговых компаний неконтролируемо растет, а предложения о сокращении ассортимента всегда наталкиваются на ожесточенное сопротивление руководства этих компаний?

Общей субъективной причиной является заинтересованность большинства наемных топ-менеджеров в сохранении широкого ассортимента и неизбежно связанного с ним бардака, в котором никто не в состоянии разобраться - где прибыль, где убытки, эффективно ли расходуются ресурсы и как все это можно проконтролировать. В такой ситуации у топ-менеджера существенно расширяется пространство для маневра, для принятия волевых решений, в том числе и связанных с собственными интересами.

Второй причиной (впрочем, достаточно редкой) является ошибочная трактовка "кривой опыта". Эта кривая показывает нам, как с увеличением объема выпуска снижаются издержки на производство единицы продукции. Снижение связано с тем, что какая-то часть издержек производства (в широком понимании термина "производство", это могут быть и услуги) носит постоянный характер и до определенного момента (до введения новых мощностей, также в широком понимании этого термина) не изменяется при увеличении выпуска. Так вот: "кривая опыта" работает не на всем объеме выпуска, а только на объеме выпуска относительно однородной продукции; максимум в масштабе товарной категории.

Частные причины могут быть такими:

  1. Производственные компании подталкивают к расширению ассортимента выпускаемой продукции дистрибуторы, которым проще иметь дело с небольшим числом поставщиков.
  2. Производственные компании могут опасаться сокращать убыточные позиции ассортимента, ошибочно трактуя их как "стратегически важные комплитуты", или товары-"приманки".
  3. Предприятия розничной торговли и дистрибуторы опасаются объявить о сокращении ассортиментного ряда потому что конкуренты могут воспользоваться этим, усиливая свое УТП. Здесь мы имеем дело с классическим случаем "груза ранее принятых решений".
  4. Предприятия розничной торговли очень плохо знают своего потребителя. В частности, они не знают, какое количество товаров по товарным категориям, по брендам приобретает средняя городская семья среднего класса за неделю, за месяц в России в 2004 году, какое количество товаров приобретают 150 тысяч семей среднего класса, проживающие в городе с населением 1,2 миллиона жителей. И, возможно, сильно переоценивают это количество. Вот, например, американские ретейлеры знают, что среднее домохозяйство среднего класса в США приобретает за месяц товары 200 различных торговых марок. А потребности 300 тыс. домохозяйств среднего класса миллионного города на 85% покрываются 1200 брендами. И это при том, что в США зарегистрировано более двух миллионов (!) торговых марок. Вот здесь бы и потратить несколько десятков тысяч долларов на исследования, но зачем? "Мы лучше потратим несколько сотен тысяч долларов на рекламу!" или "врубим" скидки процентов в 20-30.
  5. Дистрибуторские компании могут опасаться сокращать ассортимент, потому что понимают смысл своего бизнеса не как оптимизацию товарно-материальных потоков между производителем и розничным торговцем, ведущую к снижению издержек и росту прибыли, а как максимизацию перевозок, выраженную в тонно-километрах и ведущую к росту издержек у производителя и розничного торговца, являющихся одновременно выручкой дистрибутора.

Как все-таки возможно укротить ассортимент? Магистральный путь, к сожалению, - это метод проб и ошибок на основе здравого смысла и элементарных приемов математического (на уровне арифметики) анализа. В качестве частного примера могу предложить технологию "расширение-сжатие".

На исходной позиции компания производит 49 наименований в семи товарных категориях (которые определяет сама компания). Она имеет при этом 5 бестселлеров (группа А), 11 хорошо продающихся наименований (группа В), 33 убыточных позиции (группа С). Исходная позиция представлена в таблице 2.

Исходная позиция

  А В С

Итого

Категория 1

2

4

10

16

Категория 2

1

2

7

10

Категория 3

 

1

3

4

Категория 4

1

 

4

5

Категория 5

 

 

5

5

Категория 6

1

3

 

4

Категория 7

 

1

4

5

Итого

5

11

33

49

На первом этапе происходит самопроизвольный рост ассортимента. Этот этап даже не надо специально инициировать или стимулировать, достаточно ему не мешать, и он пойдет сам собой. Через какое-то время мы будем уже выпускать 72 наименования в девяти категориях - см. таблицу 3.

Ассортимент вырос

 

А

В

С

Итого

Категория 1

2

5

12

19

Категория 2

1

4

10

15

Категория 3

 

2

5

7

Категория 4

1

2

5

8

Категория 5

 

2

4

6

Категория 6

 

2

3

5

Категория 7

1

 

4

5

Категория 8

1

1

3

5

Категория 9

 

2

 

2

Итого

6

20

46

72

При этом у нас добавился только один бестселлер, правда, группа В выросла почти в два раза. А вот теперь придется поработать! Прежде всего надо посмотреть на категории 3, 5, 6, и 9, в которых у нас нет ни одного бестселлера - нужны очень веские аргументы для того, чтобы оставить их. Предположим, что такие аргументы нашлись только для категории 3. Под большим вопросом также категории 2 и 7, в которых очень велика доля убыточных позиций. Допустим, "защититься" удалось только категории 2. Первый цикл сжатия приведет нас к таблице 4.

Сократилось количество категорий

 

А

В

С

Итого

Категория 1

2

5

12

19

Категория 2

1

4

10

15

Категория 3

 

2

5

7

Категория 4

1

2

5

8

Категория 8

1

1

3

5

Итого

5

14

35

54

Мы практически вернулись к исходному положению, и можно было бы на этом остановиться, тем более что у нас рост произошел преимущественно за счет группы В. Но не стоит останавливаться на достигнутом; займемся теперь группой С. Завершенный цикл сжатия представлен в таблице 5.

Завершенный цикл сжатия

 

А

В

С

Итого

Категория 1

1

3

8

12

Категория 2

1

3

6

10

Категория 3

1

1

4

6

Категория 4

1

3

3

7

Категория 8

1

1

2

4

Итого

5

11

23

39

В итоге мы сократили ассортимент всего на 10 позиций, но зато они все из группы С. К тому же наш сегодняшний ассортимент существенно более компактен - он расположен в пяти социально-близких категориях, одна из которая для нас новая. И в каждой категории у нас есть бестселлер. Чего и вам желаю.

Альманах "Лаборатория рекламы, маркетинга и PR"

18.10.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.09.2024 - 14:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация