TYPOMANIA: серьезная улыбка
Забавное и серьезное - два кита нынешней «Типомании». А что себе думает нынче шрифтовой клиент? У диктофона Сергей Бобрышев, коммерческий директор компании ParaType, кандидат технических наук.
Какова нынешняя ситуация использования шрифтов, по сравнению c недавним временем?
В ХХI веке ситуация с использованием лицензионных шрифтов в России существенно изменилась. Во-первых, самих шрифтов на рынке стало гораздо больше, во-вторых, увеличилось число лицензионных пользователей. Сегодня наши клиенты понимают, что работать можно только с лицензионными шрифтами - и в дизайне, и в книгоиздательстве, и в производстве кино и видеоматериалов. Шрифт как продукт и объект интеллектуальной собственности требует к себе цивилизованного отношения.
Часто приходится «разбираться» с недобросовестным потребителем?
Уже второй год мы реализуем программу «За легальный шрифт!», в реализации которой нам содействует агентство расследований ЛоГард. Они разыскивают пользователей, незаконно использующих шрифты из библиотеки ПараТайп. В месяц ими рассылается порядка ста писем по выявленным нарушениям. До суда дело доходит редко - как правило, 95% дел заканчивается на стадии претензионного обращения. Большинство извиняются и, предпочитают сразу урегулировать ситуацию с лицензиями. Право использования шрифта, если приобретать его своевременно, стоит недорого - базовая лицензия обходится в 1100 - 1550 рублей. Когда люди узнают об этом, то удивляются и сетуют, что не приобрели лицензию своевременно, поскольку узаконить нелегальное использование стоит значительно дороже.
А качество шрифтов улучшилось с появлением цифровых технологий?
Внедрение цифровых технологий в процесс проектирования и использования шрифтов существенным образом изменило всю отрасль. Во-первых, время разработки шрифта сократилась в разы. Во-вторых, определенные технические ограничения, которые были в металлическом и фотонаборе, теперь отсутствуют. В-третьих, современные шрифтовые форматы позволяют записывать прямо в шрифт некоторые правила его применения, так называемые «фичи». Все это очень заметные и в целом позитивные плоды прогресса, но улучшилось ли качество шрифтов от того, что теперь дизайнер тратит на разработку не несколько лет, а несколько недель, тут однозначного ответа нет.
То, что шрифтов теперь производится в разы больше, это факт, а то, что количество перешло в качество - это вопрос открытый. Качество шрифта, все-таки связано не столько с технологиями, сколько с талантом художника. Художник шрифта - это в первую очередь Художник, то есть абсолютно штучный мастер, Творец. И на поток эту профессию поставить крайне тяжело, да и не нужно. В последние 10-15 лет многие вузы, благодаря действующим мастерам-преподавателям, стали выпускать прилично подготовленных специалистов в области проектирования цифровых шрифтов. Из ста выпускников, примерно десяток остаются работать шрифтовиками. Из десяти - один-два поднимаются на уровень, заметный в профессиональном сообществе. Из молодых, могу назвать Александру Королькову, Веру Евстафьеву, Илью Рудермана. Но, в то же время, к сожалению, выдающихся мастеров шрифта, сегодня остается всё меньше и меньше... В прошлом году не стало Владимира Венедиктовича Ефимова, еще раньше - Любови Алексеевны Кузнецовой, долгие годы возглавлявшей отдел наборных шрифтов в институте «Полиграфмаш», до этого ушел из жизни Исай Соломонович Слуцкер. Я уже не говорю о таких советских мастерах, как Галина Андреевна Банникова, Вадим Владимирович Лазурский, Михаил Григорьевич Ровенский, Павел Михайлович Кузанян. Светлая им память, всех их мы помним, и чтим. Они нашей стране оставили огромное наследство!
Так что, сегодня много начинающих художников-дизайнеров пробуют работать со шрифтом, преемственность поколений, конечно, прослеживается, но что будет из этого дальше - посмотрим...
Как влияет на профессию Интернет и развитие электронных технологий?
Не буду оригинален, если скажу, что за 500 лет книгопечатания кардинально мало что поменялось: пергамент или бумага, рукопись или набор. Цифровой набор в этом смысле - звено в цепочке. Люди еще долгое время будут общаться посредством записи речи. И неважно, в какой форме происходит это общение. Не всякую книгу будешь читать в электронном виде. Но, при этом и электронная книга требует своего шрифта. Если это книги по искусству, значит, там будет присутствовать, как правило, какая-то разновидность антиквы, если это техническое пособие - наверняка, будет вариант гротеска. Постепенное перемещение типографики в Интернет благодаря появлению веб-шрифтов предъявляет к шрифтам специальные требования - как к дизайну, так и к технической подготовке. Последние два года наша техническая группа работает с полной загрузкой - всем нужны шрифты «экранного качества», т.е. специально подготовленные или как говорят «отхинтованные» для чтения с экранов мониторов. Так что, потребность в шрифтах не уменьшится, а значит работы им, хватит!
Когда исчезнут «ругательства» в адрес кириллицы?
Ну, во-первых, таких «ругательств» не так уж много, и они чаще носят схоластический характер. Во-вторых, не побоюсь быть банальным, если в очередной раз поблагодарю Петра Первого за гражданский шрифт, который воспринял всю стилистику латиницы. Это здорово продвинуло кириллическое письмо! И чем дальше, тем ближе сходятся эти две графические основы. Сегодня, в том числе, благодаря возможностям формата OpenType, многие зарубежные производители шрифта непременно стараются включить в свой шрифт и кириллицу. Это своего рода признак современности шрифта когда в нем реализованы требования многоязычности. Как правило, знаковый состав современного шрифта, кроме расширенной латиницы, включающей всё, что требуется для языков Западной и Восточной Европы, должен иметь не просто кириллицу, но и её славянские, и азиатские расширения, а также греческий, иврит и др. Многие российские художники стараются добавить в шрифт, также и старославянские знаки.
Желание зарубежных компаний включать в свои шрифты кириллицу, с одной стороны радует, хоть и создает нам дополнительную конкуренцию, а с другой - стимулирует... При этом все знают, что хорошая кириллица в зарубежных шрифтах делается либо нанятыми российскими специалистами, либо при участии российских консультантов.
То есть, кириллица перестала быть антилатиницей?
Да. Хотя, если честно, она никогда таковой и не была. Некоторое время с этой идеей пыталась выступать Болгария, но тут можно вспомнить о курице и яйце... С одной стороны, раньше всех были Кирилл и Мефодий, с другой, Петровская кириллица через века доказала свою состоятельность.
Как влияет шрифт на сознание, если сегодня шрифтовики берутся за практически любой текст часто, ради шутки? Задает ли шрифт тон нашему мышлению? И какой?
Я не эксперт в вопросах сознания. Но шрифты - как люди, это дети художников, и, если мастер действительно вложил душу в создание шрифта или написание текста, это не может не воздействовать на человека. Насчет «задания тона мышлению» сказать трудно, но образ шрифта определенно влияет на восприятие текста, поэтому профессиональный графический дизайнер уделяет много внимания подбору шрифта, который бы наилучшим образом соответствовал общему замыслу композиции.
Так что, этот вопрос следует адресовать не шрифтовикам, а графическим дизайнерам, которые используют шрифты. Дизайнер шрифта в большинстве случаев не знает, как именно и для каких текстов будет использован его шрифт.
Серьёзные шрифтовики и каллиграфы, как мне кажется, стараются осовременить именно классический подход к шрифту. Откуда взялись, например, гуманистические гротески? Если говорить упрощенно - то взяли базовые формы старостильной антиквы и перенесли ее стилистику в демократичный, удобочитаемый и быстро набираемый гротеск. Так появился шрифт Gill Sans, а затем Syntax, Meta, Officina, - шрифты, которые возникли от обращения современных мастеров к классическим традициям. Всё это, конечно, делает мир более понимаемым, более узнаваемым, более добрым. И роль художников шрифта в этом трудно переоценить!
P.S. Нынешняя «Типомания» сделала важный шаг в сторону баланса между андеграундом и высоким мастерством, молодежной тусовкой и профессиональным форумом, фестивалем и статусной экспозицией отечественной типографики. Международный формат также был приобретен (и составом участников, и выставкой самых красивых немецких книг). Но «там» со шрифтом давно все в порядке. Главное - «тут».
Хорошо, что эксперименты ребят из «Непостоянного состава» имеют шанс встретиться на одной площадке с великолепными книгами Евгения Корнеева. Представляя проект «Другие работы», дизайнер отмечает: в них сходятся факторы, помогающие испытать радость плодотворного труда: интересная тема и красивый материал, вменяемый заказчик, сильная команда, подходящий бюджет». Примечательно, что «Другие работы» экспонируются при поддержке музейной программы «Первая публикация». А студент ВАШГД, ученик Бориса Трофимова Антон Тотибадзе признался в том, что перед тем, как создать свой замечательный букварь, хорошенько выспросил малышей. Буква «А», или «Альфа» в этом смысле уже - знаковое высказывание. У Евгения Добровинского эту «А» люди пишут по двадцать страниц, вырабатывая мастерство в начале. А «Типомания» - «типо-тупо-мания» (смеется Александр Васин) сохраняет детский дух творческого начала в мастерстве. Уже интересно, что будет в следующем году.
Advertology.Ru
18.06.2013
Комментарии
Написать комментарий