Новости

Тролль уполномочен заявить

Тролль уполномочен заявить

В феврале 2013 года российский МИД завел официальный аккаунт в фейсбуке.

Вряд ли этим можно кого-то удивить: еще во времена президента Медведева многие госчиновники и ведомства старались так или иначе обозначить свое присутствие в социальных сетях.

Впрочем, МИДовский фейсбук оказался не совсем обычным - при желании его можно, например, поставить в один ряд с инстаграмом Рамзана Кадырова. Слишком уж разительно отличаются некоторые посты в фейсбуке от сухих, официальных сообщений на сайте министерства.

Содержание МИДовского профайла на фейсбуке можно разделить на три основных типа. Это, во-первых, официальные сводки в стиле «ТАСС уполномочен заявить», во-вторых, познавательные экскурсы в историю российской дипломатии, а также посты с ироничным или откровенно юмористическим наполнением и внезапными цитатами в заголовках. Естественным образом, именно третья категория и привлекает наибольшее общественное внимание.

Первой громкой историей в послужном списке МИДовского аккаунта стало приглашение на брифинг по визовым вопросам блогера и медиаменеджера Антона Носика. Критические посты Носика в ЖЖ об изменении визового режима с Евросоюзом привлекли внимание пресс-службы МИД, и очередное свое заявление она завершила словами: «На середину марта планируется брифинг для представителей СМИ Посла по особым поручениям МИД России А.С.Азимова по вопросам безвизового диалога между Россией и ЕС. Приглашаем на него и уважаемого блогера А.Носика».

Носик был приятно удивлен приглашению - и написал, что непременно постарается прийти. Однако по ряду причин не пришел, чем, видимо, несколько расстроил пресс-службу МИДа. Настолько, что в ленте РИА Новости появилось сообщение под заголовком «Критиковавший МИД блогер Носик не пришел на брифинг по визам в ЕС».

В ответ уже сам Носик написал в ЖЖ, что его на конкретную дату никто из МИД не приглашал, к тому же во время брифинга он находился в гостях у своего отца во Франции. Ведомство ответило Носику через фейсбук, что того приглашали, да еще как. Обстоятельное обращение министерства к блогеру было озаглавлено цитатой из песни Ильи Лагутенко («Я к тебе прорвусь, мон ами. Рациями, факсами, телефонами...») и завершалось следующим пассажем: «Зная Вас как продвинутого пользователя ПК, мы рассчитывали, что Вы воспользуетесь очевидными механизмами коммуникации в социальных сетях и возможностью онлайн-регистрации на медийные мероприятия. В то же время признаем, что в нашем арсенале оставались такие традиционные средства связи, как нарочный и голубиная почта».

Такой неформальный подход многим пользователям соцсети пришелся по душе. К тому же в день рождения Сергея Лаврова на странице появилось трогательное поздравление на сингальском языке, что тоже принесло аккаунту некоторое количество «лайков». Однако разительное несоответствие этих сообщений остальным заявлениям МИД РФ, традиционно строгим и официозным, очень бросалось в глаза.

Тролль уполномочен заявить

1 апреля было опубликовано поясняющее интервью с ведущими (или ведущим) аккаунта, в котором они представились как «МИДовские тролли». Там, в частности, говорилось: «Знаете, мне кажется, МИД троллил давно, просто старшие товарищи не особо понимали, чем занимаются. Ведь до таких изобретений наших дипломатов, как вечная МИДовская „озабоченность", варьирующаяся от „серьезной" до „глубокой", нынешним троллям еще далеко». Вслед за этим подкупающе следовали шутливые ответы на избранные вопросы читателей. Им первоапрельский пост скорее понравился и собрал более сотни «лайков». Однако без неудачных шуток не обошлось.

Вечером 9 апреля в аккаунте министерства был опубликован текст под заголовком «Эх, Нина, нам ли быть в печали?», в котором авторы разбирали интервью норвежской студентки МГИМО Нины Мелдаль «Московским новостям». Газета поговорила с шестью студентами, однако самопровозглашенные тролли выбрали именно Мелдаль и прокомментировали отдельные ее фразы.

Отвечая на жалобы студентки на бытовые условия (комната в общежитии МГИМО очень грязная, а вахтеры не знают английского языка), ведущие фейсбука заодно прошлись по городу Ставангеру, откуда приехала Нина. Студентку авторы текста сравнили с героиней знаменитого советского фильма Фросей Бурлаковой, а Ставангер назвали «столицей консервов Северной Европы». Не осталось без внимания и заявление Нины про то, что жителям Норвегии о России известно довольно мало, так как «вся информация идет от одного телеканала, который говорит только о Путине». «ААААА! Один канал? Только о Путине? Даже у нас такого нет!!! Кто-нибудь, купите Нине антенну, пусть хоть программу „Время" посмотрит!» - комментируют слова норвежки МИДовцы.

Следующей мишенью «МИДовских троллей» стал президент Грузии Михаил Саакашвили. Пост о Саакашвили озаглавлен цитатой из Владимира Высоцкого («А я гляжу в свою мечту. Поверх голов...»). Авторы текста предложили читателям самим сделать все выводы о выступлении «МихЕила Саакашвили» (опечатка, допущенная сайтом президента Грузии). Однако читатели, похоже, не увидели ничего замечательного в наполненной не квасным, но хинкальнымпатриотизмом речи политика - по крайней мере число «лайков» к посту не добралось и до трех десятков.

Оценивать чужое чувство юмора - занятие неблагодарное (да и вряд ли сыщется в соцсетях аккаунт без единой неудачной остроты), однако политика МИДа в фейсбуке пока не кажется продуманной. Главным образом потому, что не совсем понятно, для чего и для кого заводился этот аккаунт. Если для российской аудитории, то стоило, наверное, выбрать «ВКонтакте» - там и функциональных возможностей больше, и публика выше ценит неформальный подход. Если же речь о работе на зарубежную аудиторию (все-таки МИД по призванию специализируется на иностранных делах, а Facebook - крупнейшая соцсеть в мире), то странно писать довольно сомнительные посты про иностранных граждан.

Наконец, само слово «тролль» имеет слишком уж яркую смысловую окраску. Для Рунета тролль - это провокатор, который действует ради чистого получения «лулзов» - читай, чтобы посмеяться над объектом провокации без какой-либо другой цели. Действия МИДа в фейсбуке под это определение не попадают - все-таки пресс-служба внешнеполитического ведомства должна действовать в первую очередь в интересах государства. Следовательно, возникает опасность, что и смеяться она будет над теми, на кого укажет начальство. Что же касается качества троллинга, то (поверим молодым сотрудникам МИД на слово) традиционные дипломатические хитрости дадут сто очков вперед любому сетевому провокатору. Так что в случае с МИД РФ наиболее тонкий троллинг действительно содержится в сухих официальных заявлениях, выражающих, как правило, разную степень озабоченности.

22.04.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.11.2024 - 18:12
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация