Статьи

Подсолнечный курс

Подсолнечный курс

Не секрет, что более-менее значимые продовольственные позиции в экспортном портфеле России можно пересчитать по пальцам. Однако на мировом рынке растительного масла наша страна занимала ранее одно из лидирующих мест, а в сейчас и вовсе пережила настоящий бум.

В 2002-2003 маркетинговом году экспорт растительного масла составил около 135 тысяч тонн, превысив прошлогодний показатель в пять раз. В тот период в нише мирового экспорта Россия уверенно занимала третье место в мире (11 %) после Украины и Аргентины. Но в наши дни возникли тревожные тенденции как для всей отрасли в целом, так и для российских экспортеров в частности.

Синусоиды успеха

Впрочем, достаточно серьезные трудности в последние полтора-два года переживает практически весь пул ведущих стран-экспортеров растительного масла. Это связано и с геополитическими событиями в целом ряде регионов, и с неблагоприятными погодными условиями, заметно влияющими на урожаи различных масличных культур, и с целым списком мер, предпринятых правительствами нескольких ведущих стран-игроков глобального рынка. Вышеперечисленные причины привели к крайней нестабильности рынка, весьма заметному его перераспределению и, как следствие, противоречивым, а порой и чуть ли не взаимоисключающим оценкам и прогнозам специалистов и самих игроков.

Возможности и препятствия

Мировой рынок растительного масла очень зависим от большого количества факторов. Помимо уже упоминавшихся погодных и геополитических условий, для него не менее важна, например, конъюнктура рынка энергоносителей или спрос на биотопливо. А поскольку растительное масло используется не только в пищевых целях, но и в фармакологии, парфюмерии и многих других отраслях, комплекс причин тех или иных тенденций, складывающихся на этом рынке, весьма обширен и разнообразен.

После относительно длительного периода благоденствия и достаточно бурного роста, пик которого пришелся на 2009 год, мировой рынок растительного масла постиг целый ряд серьезных потрясений. Существенное сокращение посевных площадей масличных культур в Юго-Восточной Азии и как итог заметное падение экспорта из стран этого региона; два неурожайных года в Аргентине; попытки ввода квотирования экспорта подсолнечного масла правительством Украины; наконец, последние геополитические потрясения в странах Ближнего Востока и Северной Африки - традиционно сильных игроков на масляном рынке. Эти обстоятельства, казалось бы, создали режим наибольшего благоприятствования отечественным экспортерам и практически полностью расчистили им дорогу. Однако все эти условия кажутся благоприятными лишь на первый взгляд. На данный момент при всей очевидной привлекательности сложившейся конъюнктуры, российские экспортеры просто не в состоянии в полной мере воспользоваться нежданно представившимися возможностями. И причин тому несколько.

Прежде всего необходимо понимать, что природные катаклизмы и неблагоприятные климатические условия, оказавшие серьезное влияние на урожайность масличных культур в большинстве стран мира, не обошли стороной и Россию. Аномально жаркое лето 2010 года привело к тому, что в стране было собрано только 5,5 млн тонн подсолнечника. Это самый низкий уровень, начиная с 2004 года. Помимо погоды на снижении урожайности сказалась и наметившаяся тенденция сокращения посевных площадей подсолнуха, перераспределяемых в пользу других сельскохозяйственных культур. Рекордные сборы прошлых лет привели к некоторому кризису перепроизводства и достаточно ощутимому насыщению рынка, формированию значительных запасов. Но мало кто мог представить, что небесная канцелярия преподнесет столь неприятный сюрприз, как испепеляющая засуха, которая в один момент свела накопленные запасы едва ли не к нулю. 

По оценкам переработчиков, в сезоне 2010-2011 года урожай подсолнечного масла составит около 1,9 млн тонн при потребностях внутреннего потребления в 2,1 млн тонн. Тут уж не до экспорта, ведь растительное масло традиционно входит в перечень стратегических продуктов так называемой продовольственной корзины, а значит, правительство будет вынуждено предпринимать соответствующие меры. Союз производителей растительных масел даже выступил с инициативой о введении ограничений на экспорт семян подсолнечника и сырого наливного подсолнечного масла. Ведь по некоторым данным за рубеж (главным образом в Турцию, Италию, Индию и Египет) уходит до 40 % выработанного в России сырья. Кроме того, неурожай и пессимистичные прогнозы на текущий год привели к резкому, более чем стопроцентному росту цен на сырье и на розничную стоимость конечного продукта в период с лета 2010 по январь 2011. Это обстоятельство даже вызвало в марте текущего года проверку ФАС. Правда, к тому времени розничные цены уже демонстрировали тенденцию к небольшому, но устойчивому снижению. Логичным следствием всего этого стало заметное увеличение доли импорта, особенно поставок со стороны Украины. Экспорт же российского наливного подсолнечного масла из-за неконкурентоспособной цены (в районе 36-40 тысяч рублей за тонну с завода) во второй  половине прошлого года упал более чем в пять раз. В 2011 году направление тренда поменялось мало.

Но не только природные каверзы и стремительный рост цен на сырье встают на пути российских экспортеров. Необходимо отметить, что в России более 75 % производимого масла является подсолнечным, тогда как в Европе лидерами спроса традиционно являются другие виды растительных масел - оливковое, соевое, рапсовое, пальмовое. Подсолнечное масло в Европе, Азии и в Америке пользуется куда меньшей популярностью, что естественным образом ограничивает возможности российских экспортеров.

В 2010 и 2011 годах российских экспортеров серьезно выручала Турция, закупавшая ежегодно около 100 тысяч тонн этой продукции. Этим, собственно, и объясняется тот факт, что довольно значительная часть компаний-лидеров отрасли, широко известных на внутреннем российском рынке, не играет сколько-нибудь значительной роли в экспортных поставках. Крупнейшие экспортеры - это, как правило, маслоперерабатывающие предприятия и крупные агропромышленные холдинги, расположенные в основном в Краснодарском крае и Ростовской области - регионах-лидерах по объемам производства.

Пути развития

Независимые эксперты и специалисты рынка приводят для российских экспортеров два сценария развития событий: оптимистичный и пессимистичный.

Оптимизм экспертов рынка в отношении роста экспортных поставок растительного масла из России зиждется на нескольких предпосылках. Во-первых, собранный урожай подсолнечника позволит не только удовлетворить внутренние потребности страны в подсолнечном масле, но и создать экспортные излишки. На фоне тяжелых летних наводнений в Германии и части Франции, нанесших серьезный ущерб посевам рапса и тем самым неизменно ведущих к ощутимому дефициту растительного масла в Европе, спрос на российское подсолнечное масло (в том числе и переработанное) может существенно возрасти. На руку российским экспортерам и продолжающаяся политическая нестабильность в регионах Северной Африки и Ближнего Востока, а также ослабленные позиции стран Южной Америки в результате неблагоприятных климатических условий последнего времени. А если еще принять во внимание недостаточную политическую и экономическую стабильность на Украине, то России на данном этапе вполне по силам занять лидирующие позиции среди стран-экспортеров подсолнечного масла, причем не только наливного, но и бутилированного.

Чтобы воспользоваться благоприятным моментом, крупным российским игрокам необходимо «всего лишь» создать (или в некоторых случаях модернизировать) разветвленную и эффективную дистрибьюторскую сеть и оптимизировать логистические цепочки. Справедливости ради необходимо отметить, что определенные успехи в этой области у российских компаний есть: достаточно привести примеры компаний ТД «Юг Руси», ТД «Волшебный край» и некоторых других, география экспорта которых не ограничивается лишь странами бывшего СССР, а распространяется на страны Западной Европы и даже за океан. Оптимисты считают, что в 2011-2012 маркетинговом году объемы российского экспорта растительного масла в целом могут превысить отметку в 1 млн тонн, что станет безусловным рекордом.

Пессимисты же смотрят на вопрос с диаметрально противоположных точек зрения и предрекают российским экспортерам достаточно нелегкие времена. По их оценкам, в ближайшее время массовой экспансии на мировые рынки сбыта ожидать не стоит. На фоне снижения общемирового производства масла и роста спроса на него не только как на продукт питания, но и со стороны производителей биотоплива, парфюмерной и лакокрасочной продукции, неизбежна тенденция к подорожанию. Рост цен именно на подсолнечное масло вынуждает потребителя искать более доступную замену в виде пальмового, соевого и других масел. Эта тенденция маслозамещения в последнее время четко прослеживается даже в России, где до недавних пор покупатель и слышать не хотел о каком-то другом растительном масле, кроме подсолнечного и, возможно, оливкового.

Отмечается также неспособность уже упоминавшихся российских компаний и крупных агрохолдингов предложить переработанную продукцию по ценам, выдерживающим конкуренцию с предложениями украинских экспортеров. Несмотря на попытки правительства Украины ввести вывозные пошлины и ряд других подобных мер, украинское подсолнечное масло все еще предлагается по демпинговым ценам. Да и вопрос транспортировки готовой продукции в страны ЕС стоит для Украины не столь остро, как для российских экспортеров. К тому же, за редким исключением, российские компании не обладают надлежащей материально-технической базой, полноценными дистрибьюторскими и логистическими ресурсами. На создание необходимой инфраструктуры потребуются время и немалые деньги, а ситуация на мировом рынке растительного масла меняется достаточно стремительно.

Какой сценарий воплотится в жизнь - оптимистичный, пессимистичный или какой-то иной, - покажет время. Уж слишком много неуправляемых факторов влияет на рынок растительного масла. Но уже сейчас представляется достаточно очевидным, что на одном лишь экспорте в Турцию наливного сырого подсолнечного масла далеко не уедешь. А значит, крупнейшие российские игроки этого рынка должны серьезно задуматься, пока Россия не потеряла одну из своих экспортных продовольственных позиций, которых, по правде говоря, в стране и так немного. 

Кирилл Куприянов, Prod&Prod
Advertology.Ru

18.01.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.11.2024 - 09:05
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация